«Гродненская правда» опубликовала интервью с начальником управления КГБ по Гродненской области генерал-майором Иваном Коржом, который коснулся и волковысских предприятий (фото «Гродненская правда»):

ОАО «Беллакт» предприняло попытку скупки акций ОАО «Дятловский сыродельный завод» для установления контроля над предприятием, что противоречило государственным интересам. Узнав об этом, председатель облисполкома Семен Шапиро немедленно остановил несанкционированную продажу собственности. Об этом «Гродненская правда» написала в июне 2010 года.

С участием сотрудников УКГБ по Гродненской области пресечены рейдерские устремления не только к ОАО «Дятловский сыродельный завод», но и к открытым акционерным обществам «Беллакт», «Слонимский мясокомбинат». Об этом в интервью корреспонденту нашей газеты рассказал начальник управления КГБ по Гродненской области генерал-майор Иван Корж.

– Иван Алексеевич, как известно, наиболее опасной угрозой экономической безопасности государства является стремление недобросовестных инвесторов всеми правдами и неправдами получить по заниженной стоимости активы отечественных предприятий. Насколько уязвимы в этом плане субъекты хозяйствования Гродненщины?
– Рейдерские устремления к акциям наших предприятий со стороны иностранных компаний существуют. И хотя у нас нет таких случаев, когда рейдеры откровенно вламываются в офис предприятия, все же попытки захвата предпринимаются. В нашей стране рейдеры используют пробелы в законодательстве, правовую безграмотность акционеров, тем самым получая право на собственность. Как показывает практика, объектами устремлений недобросовестных инвесторов в Гродненском регионе являются активы акционерных обществ сельхозпереработки, которым в 2000-2006 годах оказывалась государственная поддержка, а также предприятий торговли, которые имеют высокий уровень рентабельности.

По состоянию на 1 ноября 2010 года в Гродненской области зарегистрированы 185 акционерных обществ с государственной долей. Из них около 46 ОАО имеют долю государства менее 50%. Их акционерами являются члены трудового коллектива и юридические лица – сельхозпроизводители. Именно такие предприятия наиболее уязвимы.

– Как действуют рейдеры на предприятии, где акционером выступает трудовой коллектив?
– Когда собственником является только трудовой коллектив, реально предприятие оказывается ничьим. Такой собственник не может эффективно решать вопросы развития производства, просматривать перспективы, на должном уровне принимать участие в реализации государственных программ. Мелких акционеров больше интересуют дивиденды. Появившимся в последнее время рейдерским группам гораздо проще договориться с трудовым коллективом, скупить акции отдельно у каждого из его членов, нежели вести переговоры с крупным акционером. Преградой на пути таких устремлений становится контрольный пакет акций в руках государства. Такой акционер не продаст стратегически важное для страны предприятие молочной или мясной отрасли заезжему «бизнесмену» с толстым кошельком.

– Именно такая ситуация сложилась в ОАО «Дятловский сыродельный завод», в активах которого нет государственной доли? Какую роль в попытке захвата дятловского завода сыграло ОАО «Беллакт», которое, как вы говорите, также стало объектом рейдерских устремлений иностранной компании?
– То, что «Беллакт» выкупал акции Дятловского сыродельного завода, не означает, что он захватчик. Акции нужно было где-то аккумулировать, для чего и было выбрано ОАО «Беллакт», которое стало всего лишь «перевалочной базой» для акций другого завода. Вся эта ситуация возникла из-за ошибок приватизации, которая началась в 1994-1998 годах, когда уставные фонды предприятий были распределены между членами трудовых коллективов. У каждого на руках оказался небольшой пакет акций, а значит, повлиять на судьбу завода никто из них не мог.

В процессе мониторинга деятельности участников фондового рынка управление КГБ получило информацию о том, что одна брестская компания пытается приобрести в интересах ОАО «Беллакт» контрольный пакет акций Дятловского сыродельного завода с нарушением действующего законодательства. Дав объявление о скупке акций в районной газете, представители компании поселились в местной гостинице и начали действовать. Они заключали с держателями акций договоры поручения. Таким образом люди давали им поручение на продажу их акций на бирже. Этот способ дает скупщику время на то, чтобы аккумулировать пакет акций, а затем выйти с ним на биржу. Им удалось купить 275 акций. Если бы процесс не был остановлен, то скупленный контрольный пакет акций на имя «Беллакта» предприятие могло в дальнейшем передать одному из своих акционеров, не исключено, что иностранному. А тот уже действовал бы в отношении дятловского завода по своему усмотрению. В случае приобретения коммерческой структурой 51% акций дятловского завода было бы поставлено под угрозу выполнение государственной программы объединения предприятий молочной отрасли. Но до этого дело не дошло.

Факт отдельных нарушений процедуры выкупа контрольного пакета акций в Дятлово был задокументирован УКГБ по Гродненской области. Материалы проверки направлены в отдел по ценным бумагам ГУ МФ по Гродненской области, которым были приняты меры по пресечению скупки акций, осуществляемой с нарушением действующего законодательства.

– Как удалось пресечь попытки рейдерского захвата «Беллакта»?
– УКГБ по Гродненской области, получив информацию об устремлениях иностранных представителей к приобретению акций предприятий мясо-молочной отрасли, имеющих для региона стратегическое значение, довело эту информацию до комиссии по противодействию рейдерскому захвату, которая работает в областном исполнительном комитете. В результате облисполком приобрел в собственность государства контрольный пакет акций ОАО «Беллакт». Предприятие является единственным производителем детских молочных смесей в Республике Беларусь, однако государственная доля в уставном фонде до сих пор отсутствовала. Благодаря своевременному принятию мер не допущено приобретение активов стратегически значимого для республики ОАО, обеспечено проведение государственной политики в сфере переработки молочной продукции.

– Возникали ли подобные ситуации на других предприятиях мясо-молочной отрасли области?
– Представители организаций, имеющих намерение осуществить рейдерский захват, как правило, пытаются действовать полулегально, то есть не допускать явных нарушений и использовать двусмысленное толкование нормативно-правовых актов. Одним из способов противодействия таким «захватчикам» стала выработка юридически грамотных механизмов защиты. С их помощью удалось отстоять интересы слонимского предприятия.
В 2010 году управлением была получена информация о намерениях иностранных акционеров ОАО «Слонимский мясокомбинат» обеспечить контроль над предприятием, по сути осуществить рейдерский захват. В собственности государства находилось немногим более 27% акций предприятия, 38,9% принадлежало иностранцам, 22,6% – сельхозпроизводителям, 11,4% – физическим лицам. Используя имеющийся перевес в голосах в органах управления ОАО, иностранцы блокировали решения, которые предлагались на рассмотрение представителем государства в ОАО.

Не могли повлиять на ситуацию и сельскохозяйственные кооперативы. Доля акций каждого из почти сорока СПК составляла менее одного процента, а значит, они не могли принять участие в управлении предприятием. Иностранный инвестор хотел получить их акции в доверительное управление, его целью был контрольный пакет.

Управлением КГБ было проинформировано руководство облисполкома. В соответствии с нашими предложениями специалистами ГО «Гродномясомолпром» проведена работа по оформлению сельхозорганизациями долгосрочных доверенностей на представителя государства ОАО «Слонимский мясокомбинат». В управление государства дополнительно получена 101 841 акция общей стоимостью более 2 млрд. рублей. Таким образом, у государства был сформирован контрольный пакет ОАО «Слонимский мясокомбинат». Принятые меры стабилизировали обстановку на предприятии.

– Предпринимались ли попытки давления на торговые предприятия?
– Скорее наоборот. Могу привести пример, когда управление КГБ помогло увеличить инвестиции и направить их на развитие торговли города Гродно. Торговая фирма хотела приобрести акции успешного ОАО «Продсервис» с развитой сетью магазинов в городе, взяв за основу номинальную цену одной акции. Мы инициировали увеличение номинальной стоимости акции почти в два раза. При этом обязательным условием было вложение этих средств в строительство магазина в микрорайоне Вишневец, реконструкцию кафе «Гародня». Вот пример того, как новый инвестор внес значимый вклад в развитие предприятия.

– Можно выделить характерные схемы, по которым обычно действуют недобросовестные инвесторы?
– Есть несколько способов, по которым они работают. Проводят дополнительную эмиссию акций и объявляют закрытой подписку на них по номинальной стоимости, которая существенно ниже реальной стоимости активов предприятия. Собирают конфиденциальную информацию через реестродержателей об акционерах – физических лицах для последующей организации кампании по скупке акций и получению блокирующего или контрольного пакета акций. Также рейдеры могут использовать решения органов местной власти о реорганизации ОАО с государственной долей путем слияния и присоединения для аргументации выкупа акций у населения.

В ходу и создание «коалиции» из членов администрации захватываемого ОАО, обеспечивающей благоприятный переход прав на активы предприятия. Там, где есть иностранные акционеры, были случаи, когда они занимали должности в наблюдательном совете. Руководство ОАО становилось неугодным совету, который проводил среди акционеров политику непринятия его решений.

Рейдеры пытаются получить права на недвижимое имущество белорусского предприятия под видом создания совместных предприятий. Вносят в кредитные договоры, заключаемые отечественными предприятиями, пункты, согласно которым передача кредитных обязательств перед банком может быть осуществлена третьим лицом без согласия собственника. Организаторами неправомерного получения прав на активы белорусских предприятий в Гродненской области выступали, как правило, иностранные представители крупного бизнеса и компаний, занимающихся трастовой деятельностью на рынке ценных бумаг.

– Проявляют ли рейдеры интерес к объектам недвижимости, находящимся на балансе наших предприятий?
– Накопленный УКГБ практический опыт показывает, что рейдерским устремлениям подвергаются не только доли в уставных фондах отечественных субъектов хозяйствования, но и недвижимое имущество, а также права на реализацию ликвидной продукции. В мае 2010 года управление получило информацию о том, что планируется реализация сомнительного инвестиционного проекта с участием ОАО «Белкард» и иностранной компании. При этом условием создания СП являлось внесение ОАО «Белкард» вклада в уставный фонд в виде производственного корпуса, расположенного в Гродно, площадью более четырех тысяч квадратных метров и рыночной стоимостью 824 тыс. долларов США.

Управлением КГБ была доведена информация об истинных намерениях иностранцев руководству ОАО «Белкард». Предприятие отказалось от создания СП, участие в котором могло бы повлечь потерю контроля за объектами недвижимости, имеющими выгодное расположение.

Ирина АНИКЕВИЧ