Самое первое немногословное описание Волковыска известно из документа за 1600 год, который, к сожалению, ещё не исследован, и о котором узнаём из каталога архива Древних Актов в Москве. В описании документа говорится, что в нём указываются владельцы земельных участков Волковыска, расположенных вокруг рынка и на 6 улицах: Дворной, Замковой, Слонимской, Троицкой, Кремяницкой, Виленской.

Второе описание улиц Волковыска находим у писателя Дмитрия Гавриловича Булгаковского, во второй половине 19 ст. проживавшего в Волковыске и использовавшего для своих исследований документы, хранившиеся в богатой библиотеке князей Сапегов в Ружанах. Хотя автор не сообщает точную дату существования в городе упомянутых им 9 улиц, но, скорее всего, эти улицы существовали с начала до середины 17 ст. , а точнее — до 1655 г., когда город пострадал во время войны с Московией.

Упоминая про сожжение Волковыска крестоносцами во главе с Ульрихом Юнгигеном в вербное воскресенье 16-го марта 1410 г., Булгаковский так описывает улицы города:

«Однако, после этого погрома город в скором времени отстроился, увеличился и стал богаче. Так, как он был расположен среди больших лесов, то во многих хрониках его называли «деревянным городом». В ту пору здесь одних главных улиц было девять: Слонимская, Бискупья, Замковая, Ясеневая, Пекарская, Иезуитская, Песчаная, так называемая Петере, названная впоследствии Петрашевскою, и Виленская. Вот расположение этих улиц:

1. Слонимская улица была расположена в западной части города и проходила в юго-восточном направлении. Была заселена одними только кузнецами со 100 кузницами.

2. Бискупья проходила в северо-восточном направлении. В конце этой улицы было большое имение и деревня, принадлежащая бискупу, отчего и сама улица получила такое название.

3. Ясеневая проходила в южном направлении, вблизи королевского сада.

4. Замковая проходила в юго-восточном направлении близь фарного костёла св. Николая.

5. Пекарская улица проходила в северо-западном направлении и была названа так потому, что на ней проживали хлебные пекари.

6. Иезуитская улица проходила от Слонимской на юге до Ясеневой. Эта улица названа так потому, что там, где она соединяется со Слонимскою, на углу стоял иезуитский костёл вместе с монастырём, которые были построены самими иезуитами с помощью Оскерки в 1598 г.

7. Песчаная шла в восточном направлении от королевского замка почти до улицы Петере.

Где находились улицы Виленская и Петере, иначе называемая Петрошевскою, неизвестно. Эта последняя названа по имени Петра швеца (сапожника). Говорят, на этой улице жили одни сапожники.

Судя по всему, некоторые деревни, находящиеся в настоящее время от Волковыска на расстоянии от 2-х до 4-х вёрст: Бискупцы, Пекари и Петрошевцы, которые имеют названия прежде существовавших в Волковыске улиц, можно согласиться с преданием, что Волковыск был одним из обширнейших и богатейших литовских городов.

Это предание находит подтверждение ещё и в том, что до сего времени попадаются остатки древних улиц города в местах, расположенных за 2-4 версты от Волковыска (вблизи деревни Петрашёвцев в 4-х верстах от города находят фундаменты домов). Недалеко реки Россь на расстоянии 2-х вёрст от города находят кузнечные выгарки, и по описанию это соответствует Слонимской улице.

Как видим, с 1600 г. за короткое время в городе появилось 3 новые улицы. Из 9 улиц своё прежнее название сохранили только 3 улицы: Замковая, Слонимская и Виленская. Однако Дмитрий Булгаковский не совсем точен в описании улиц, сделав в отношении происхождения их названий неправильный вывод. Во все прежние времена над названиями улиц люди не мудрили, а называли их по названию тех населённых пунктов, куда они вели. В Волковыске и в более позднее время имелись такие названия улиц: Брестская, Гродненская, Белостокская, Изабелинская, Слонимская, Свислочская, Виленская, а в местечках Изабелин, Порозово и Свислочь имелись улицы с названием Волковысская.

Можно с уверенностью предположить, что Кремяницкая улица одновременно называлась Бискупьей (Бискупицкой), так как к обеим деревням Кремяница и Бискупцы из Волковыска вела одна и та же дорога. Сейчас это улица Советская, ведущая от почты в восточном направлении.

Как можно судить по карте конца 18-го столетия, Слонимская улица это современная улица К. Маркса. На карте 1913 г. это — две соединяющиеся улицы: Гостиный и Костёльный переулки.

Улица Пекарская называлась так потому, что вела по направлению к деревне Пекари, и позднее стала называться Виленскою. Сейчас это улица Победы.

Улица Песчаная на самом деле называлась Песковской, так как вела от улицы Кремяницкой (Бискупьей) на север по направлению к местечку Пески, где на окраине города соединялась с улицей Пекарской.

Улица Петрошевская это часть современной улицы Ленина от универмага до Святониколаевской церкви. Своё название получила по направлению к деревне Петрошевцы. Позже стала называться Широкой.

Улица Замковая на карте 1798 г. начиналась с того места, где сейчас находится универмаг, и вела прямо к еврейскому кладбищу. Сейчас в этом месте улица отсутствует.

Улица Иезуитская это часть современной улицы Советской от почты до универмага.

Ясеневая улица получила название от деревни Ясеновица, к которой вела, и шла от костёла по направлению к современной улице Рокоссовского.

Названные улицы города имели возможность развиваться довольно продолжительное мирное время: с 1410 г. по 1655 г., т. е. 145 лет. Во время войны России с Речью Посполитой 1654-1667 г.г. город в 1655 и 1662 г.г. захватывали и разрушали русские войска. Как писали летописцы, в нём не осталось камня на камне, а многие жители были уведены в плен и никогда уже не вернулись.

Из описания Волковысского староства за 1671 г. следует, что в городе осталось всего три улицы: Виленская, Кремяницкая и Широкая. Кроме того, имелись два предместья, т. е. два пригородных, заселённых людьми участка, одно из которых называлось Запольем. Второе, без названия, обозначалось как «предместье за мостом», которое позднее станет называться Замостьем. Заполье возникло на восточной окраине города, а Замостье на западной. Было и ещё одно центральное место в городе, называемое Рынком. Уменьшение числа улиц и появление двух новых районов застройки в Волковыске напрямую связано с военными событиями, после которых горожане начали отстраиваться на окраинах города или, как тогда говорили, в предместьях (от польского слова miastoгород).

Следующая мирная передышка для города пробыла с 1662 г. по 1706 г., т.е. всего 44 года: во время Северной войны 1700-1721 г.г. в марте 1706 г. Волковыск после трёхдневных боёв со шведами был ими занят и также сильно разрушен.

На этот раз Волковыск долго приходил в себя в нём не желали строиться. Как отмечает Булгаковский, через 100 лет, в 1762 г., в Волковыске было всего лишь 112 домов.

Что касается возведения иезуитами в Волковыске костёла и монастыря в 1598 г., то это не противоречит факту появление иезуитов в ВКЛ в 1569 г.. Польский историк Волыняк, занимавшийся изучением деятельности иезуитов в Волковыске, также не отрицает дату возведения костёла в 1598 г. Более подробные сведения о деятельности волковысских иезуитов Волыняк приводит с 1736 г. В этом году с согласия генерала ордена иезуитов Франтишка Ретца в Волковыск была направлена иезуитская миссия во главе со священником Григорием Линовским. Отмечается, что в 1753 г. было начато строительство нового, деревянного, иезуитского костёла, который был построен через два года. Имеется и описание данного костёла за 1793 г.: «Касцёл драуляны, новы, з дзвумя дужым1 вежамi пры фасадзе касцёла, а трэццяя малая з купалам над алтаром, гонтам1 пакрыты. Выходзячы з касцёла, щучы да могшак, па левай руцэ стащь званнща, двухпавярховая, новая. Вакол касцёла i званшцы паркан (агароджа) са слупам!, ад зямл1 напалову мураваны, а пам1ж слупам1 да верху драуляны; у тым паркане ад кляпггара на могшю щучы калггка на завесах […]. На дзядзшцу (прасторны двор перад царквой) стащь мураваны кляштар, гонтам1 крыты. Каля гэтага новага кляштара стащь драуляны будынак старога […]» .

В данном описании обращает на себя внимание то, что в отношении костёла даётся обозначение «новый», значит, до этого здесь находился и старый костёл. Старое же здание деревянного монастыря (кляштора) вообще не было снесено, а находилось рядом с новым, каменным.

План Волковыска 1798 г. позволяет локализовать иезуитский костёл и монастырь в районе пересечения современных улиц Советской, Победы и К. Маркса.

Из рапорта волковысского земского исправника к губернатору от 22 сентября 1819г. за № 841 о спорном плаце, оставшемся после иезуитов, следует, что иезуитские строения просуществовали до 1800 г.: «На сем плаце, на котором строится гауптвахта, с давних времён стоял иезуитский деревянный костёл. Во время пожара в 1800 г. костёл, кляштор и прочие бывшие иезуитские строения обратились в пепел».

На месте иезуитского костёла во второй половине 19-го столетия была возведена церковь святых Петра и Павла, сгоревшая в июне 1941 г., а после войны стоял кинотеатр, пока и его не снесли к празднику Дожинок в 2004 г. Монастырь же располагался на месте почты по ул. Советской.

Из документа за 1775 г. следует, что развитие города резко увеличилось и в нём насчитывалось уже 227 домов. В городе при костёле имелись: плебания со школой, которая была освобождена от налогов, иезуитский кляштор, двор старосты, 7 въездных домов, 13 домов, построеных незаконно, 128 домов крестьян, 58 собственных домов. Плебанская юриздика состояла из 11 собственных домов, 3 въездных дома, 2 незаконных домов, 5 еврейских домов.

Юриздика отдельная часть города или местечка, которая принадлежала какому-то частному владельцу, костёлу, церкве или монастырю. В Волковыске в указанное время существовала юриздика, принадлежащая местному костёлу (плебании костёла).

В 1794 г. во время восстания под руководством Костюшки Волковыск был занят восставшими и сильно потерпел во время боевых действий.

Вообще 18-е столетие практически не оставило нам никаких документов, рассказывающих о городских улицах, домах и произошедших за это время преобразованиях. Связано это, прежде всего, с сожжением Волковыска во время боя 3-4 ноября 1812 г., во время которого сгорели все архивные документы.

Представление о Волковыске конца 18-го и начала 19-го столетия дают два схожих плана города конца 18-го столетия. Один из них помечен конкретной датой — 1798 г. как уездный город Литовской губернии. Другой план конкретной даты не имеет, однако, судя по поясняющим надписям к плану города, он был составлен также в то время, когда уже находился в составе Российской Империи.

В 1798 г. центр города находился в районе современной площади. Отсюда улицы расходились веером в пяти направлениях: по Кремяницкой (Советской), Гродненской (С. Панковой), Широкой (Ленина), Виленской (Победы) и Костёльной (К. Маркса). Правда, длина застройки Гродненской улицы была куда короче, чем сейчас, доходя до современного городского парка, улицы Кремяницкой до бани, а Широкой до дома быта. На плане города хорошо видны предместья Заполье и Замостье. По улице Брестской небольшие застройки размещены в четырёх отдельных местах.

Из общественных зданий в городе имелись: земская канцелярия, городская канцелярия, ратуша, один дом с городским и земским судами, замковый дом всего 5 домов. Из учебных заведений еврейская школа. Из религиозных строений: иезуитский монастырь, иезуитский костёл, униатская церковь (разваленная), фарный костёл, униатская каплица всего 5 строений. Кроме того, имелось 3 мельницы, 3 площади, рынок, 6 мостов.

Н.Быховцев

Источник: Волковыщина. Краеведческий журнал