Правительство постановлением № 584 от 10 июля 2015 г. утвердило план мероприятий по реализации директивы президента № 2 о дебюрократизации госаппарата и повышении качества обеспечения жизнедеятельности населения.

Выполняя требования главы государства, правительство намерено обеспечить удобный для населения режим работы должностных лиц госорганов, осуществляющих прием граждан, в том числе с заявлениями об осуществлении административных процедур. В рабочие дни обещают начинать прием не позднее 8.00 либо завершать его не ранее 20.00. При необходимости прием будут вести по субботам и воскресеньям.

Совмин обязался принимать меры «по недопущению возникновения очередей, а также длительного ожидания гражданами приема в государственных органах и организациях, оказывающих услуги, обеспечивающие жизнедеятельность населения, в том числе путем обеспечения своевременной укомплектованности кадрами, внедрения информационных технологий дистанционного обслуживания граждан, системы электронного управления очередью».

Решено также исключить случаи необоснованного вызова граждан в органы внутренних дел, госбезопасности, налоговые, таможенные и иные госорганы, их нахождения в указанных органах сверх установленного законодательными актами времени, а также сверх времени, необходимого для производства процессуальных действий.

Правительство намерено расширить практику проведения пресс-конференций и оперативно размещать на сайтах госорганов и организаций информацию об изменениях в законодательстве, затрагивающих интересы граждан, а также внедрять в практику предварительную запись на личный прием в госорганы и организации по телефону или через интернет.

Особое внимание чиновники намерены обращать «на обеспечение внимательного, ответственного, доброжелательного отношения работников к гражданам и по каждому случаю допущенного формализма, предвзятого, нетактичного поведения, грубости и неуважительного отношения проводить проверку и при подтверждении таких фактов привлекать виновных к ответственности вплоть до освобождения от занимаемой должности».

Среди более конкретных мер, прописанных в документе, – обязательство выдачи в госорганах и организациях книги замечаний и предложений по первому требованию гражданина, в том числе – «иным лицом в случае временного отсутствия на рабочем месте лица, ответственного за ведение указанной книги».

Правительство также утвердило обязанность госсми уведомлять госорганы и организации об опубликованных или озвученных материалах о невыполнении работниками таких органов требований законодательства при работе с населением. При этом требуется «обеспечить рассмотрение критических материалов о работе с гражданами, опубликованных (прозвучавших) в государственных средствах массовой информации, и при необходимости принимать меры по устранению допущенных нарушений, привлечению виновных к ответственности и информировать указанные средства массовой информации об устранении выявленных недостатков».

Власти готовы обеспечить безусловное выполнение положения директивы о запрете истребования от заинтересованных лиц документов и сведений, не предусмотренных законодательством об административных процедурах, а также неправомерного отказа в принятии заявлений об осуществлении административных процедур, в том числе в связи с временным отсутствием работника. При выявлении фактов нарушения запретов их будут рассматривать в качестве грубого нарушения должностных обязанностей.

Правительство также планирует до 1 декабря 2016 года организовать совершение административных процедур в электронном виде, начиная от дистанционной подачи заявлений и заканчивая получением результатов в виде электронного документа, посредством единого портала электронных услуг.

На интернет-сайтах госорганов и организаций решено создавать специальные рубрики, позволяющие расширить практику проведения общественного обсуждения наиболее значимых проектов нормативных правовых актов, а также анонимного анкетирования либо опросов населения для предупреждения коррупции и вовлечения граждан в управление государством.