Нужно ли превращать в курорт технологическую зону цементного завода?

Сегодня каждый уважающий себя «дикий» турист считает едва ли не своим долгом отметиться на меловых карьерax Волковысского района, которые с легкой руки романтично настроенных путеше ственников стали называть «белорусскими Мальдивами и Сейшелами». Но так ли привлекательна на самом деле эта «туристическая Мекка»?

Карьеры находятся на балансе цементного завода ОАО «Красносельскстройматериалы», считаются технологическими и далеко небезопасными. Будь это территория, например, МТЗ, ее непременно окружал бы неприступный забор с контрольно-пропускными пунктами. Но эти «дикие» места — не тот случай. Более 300 гектаров «китайской стеной» не обнесешь. И вряд ли кого-то остановят запрещающие знаки и бетонные блоки, которыми пытаются перекрывать проезды. Заместитель генерального директора ОАО «Красносельскстройматериалы» Геннадий Найдюк хорошо знаком с этой проблемой:

— На территории меловых карьеров мы организовали ежедневное дежурство. Карьерные водоемы имеют большую глубину и не приспособлены для купания. В любой момент может произойти обрушение какого-нибудь крутого склона, и оказать экстренную помощь будет крайне сложно.

Мимо карьеров проложена хорошая асфальтированная дорога, по которой 50-тонные «БелАЗы» вывозят мел на предприятие. Проехать по ней на своем автомобиле — удовольствие не из приятных: вскоре машина «перекрашивается» в белый цвет, причем восстановить ее первозданный вид край несложно — с первого раза не поможет даже профессиональная мойка (проверено на практике).

Затопленные карьеры действительно впечатляют: отвесные склоны высотой до 30 метров, необычного цвета вода — «космический» пейзаж. Вот только воздух пропитан мелом, который оседает на одежде, скрипит на зубах, попадает в глаза. Обувь через полчаса превращается в килограммовые колодки. Неподалеку от выработанных и затопленных карьеров стоят десятки «залетных» автомобилей. Некоторые путешественники приехали всего на пару часов, чтобы сделать красивые фотографии, но большинство — на несколько дней. Над обрывами виднеются палатки, поменявшие свой цвет на грязно-белый. Возле одной из них суетятся люди, пытаясь сберечь чахлый огонек костра. Деревьев, которые можно пустить на дрова, вокруг нет.

Другая компания понуро сидит возле палатки — попав под небольшой дождь, горе-туристы не могут высушить одежду и ломают голову над вопросом: что вообще они здесь забыли?

Спускаемся к такой манящей издалека воде. Создается впечатление, будто каждый посетитель карьеров решил для себя, что больше никогда в жизни сюда не приедет, поэтому старается оставить как можно больше мусора. При этом на каждом шагу натыкаемся на плакаты: «Опасная зона. Нахождение людей, въезд автотранспорта, свалка мусора строго запрещены!»

Горы мусора, которые вопреки всем запретам весело растут, становятся проблемой для предприятия. Наводить порядок ему приходится только своими силами.

На мелководье с гоготом бегает не совсем трезвая компания. В зоне ее активности синь (изумруд, лазурь!) мгновенно мутнеет, белеет. На сушу туристы выходят в разводах мела — грязнее, чем были до купания. Выяснилось, что приехали они издалека. У местных жителей карьеры не в чести.

Концентрация предупреждающих знаков в районе меловых карьеров впечатляет. На одном из них читаем недвусмысленное: «Внимание! Уважаемые граждане! Находясь на территории меловых карьеров, вы подвергаете свое здоровье и жизнь огромному риску и опасности. Только за последние годы на карьерах Волковысского района утонули 10 человек».

Кто-то может возразить, что и в мелких речушках тонут люди. Но здесь предупреждения дежурными не назовешь. Во-первых, отсутствуют спасательные станции. Во-вторых, территория абсолютно не приспособлена к отдыху. Тело одного туриста сотрудники местного ОСВОД нашли на подводном уступе в одежде и ботинках. Видимо, парень оступился и сорвался с обрыва. Если бы не уступ, его вообще вряд ли нашли бы: глубина в этих местах достигает 20—50 метров.

Еще один молодой человек нырнул в лазурную воду с 12-метровой высоты. То ли сильно ударился об воду, то ли сказался резкий перепад температур (вода в карьерах всегда очень холодная), но на поверхности пловец больше не показался. А несколько лет назад под воду вместе с оползнем ушел автомобиль с водителем. Погребенного под пятиметровым слоем вязкого мела человека спасти не удалось.

Несмотря ни на что, с каждым годом меловые карьеры вызывают все больший ажиотаж среди туристов. В погожие деньки здесь собираются сотни человек. По самым скромным подсчетам, за весенне-осенний сезон сюда приезжает около 10 тысяч автомобилей. Огромное количество туристов добирается на общественном транспорте.

Невольно возникает вопрос: почему бы не легализовать туризм на меловых карьерах, которые давно не нуждаются в рекламе и являются одним из самых «брендовых» туристических объектов страны? Казалось бы, десятки тысяч отдыхающих — лакомый кусок для любого организатора агроусадьбы и даже самого примитивного кемпинга. Руководители ОАО «Красносельскстройматериалы» категоричны: пока карьеры находятся на балансе профильного завода, туризму здесь не бывать! Такая позиция вполне обоснованна, ведь именно они несут полную ответственность за все происшествия на карьерах. Да и странно было бы организовывать туристическую индустрию на территории промышленного предприятия.

Поставим вопрос по-другому: можно ли передать выработанные карьеры какому-нибудь предприятию туристического профиля? Не все так просто. ОАО «Красносельскстройматериалы» арендует меловые залежи у государства, и в земельный фонд выработанное месторождение должно быть возвращено только после рекультивации, которая предполагает выравнивание берегов под уклон не более 30 градусов. Стало быть, все эти удивительные пейзажи утратят свою привлекательность.

Несколько лет назад представители Национальной академии наук предложили придать меловым карьерам статус гидрологических памятников природы республиканского значения и легализовать их в качестве туристических объектов. Ученые аргументировали это тем, что стандартная рекультивация выработанных меловых карьеров с последующим внесением в почву удобрений и посадкой лесных культур ничего, кроме вреда, принести не может. Удобрения быстро окажутся в воде, убивая в ней все живое и нанося невосполнимый вред биологическому разнообразию. А ведь в карьерах уже сложилась своя устойчивая экосистема, помимо растений там обнаружено более 60 видов живых организмов. Однако теоретические аргументы ученых практики, видимо, сочли неубедительными.

Впрочем, есть и альтернативный вариант. Местная инициативная группа «ЭкоТур-Рось» всерьез рассматривает вариант использования карьеров для создания рекреационной зоны. Более того, группа уже получила грант в размере 15 тысяч долларов по проекту USAID «Местное предпринимательство и экономическое развитие», реализуемому ПРООН. Координатор туристской дестинации «По следам древних шахтеров» (именно так поэтично инициативная группа решила назвать свою кампанию) Роман Волчок утверждает, что международная финансовая помощь используется для подготовки бизнес-плана и эскизного проекта кемпинга «Белорусские Мальдивы», а также для создания музейно-гостиничного комплекса «Деревня каменного века». Причем кемпинг будет расположен на берегу мелового карьера с его удивительной бирюзовой водой и крутыми склонами. Вот только карьер этот был передан в земельный фонд лет двадцать назад, когда рекультивация не требовалась.

— Чем отличаются «наши» карьеры, а их всего пять, от принадлежащих цементному заводу? — Роман Волчок не первый раз отвечает на этот вопрос. — Они находятся за пределами технологической зоны, а значит, посещать их можно без проблем. Кроме того, эти карьеры намного безопаснее: здесь уже сформировалась растительность, укрепившая берега.

Через несколько лет инициативная группа планирует создать на карьерах не только кемпинг, но и зону отдыха с пунктом проката, где туристам будут предоставляться палатки, байдарки и велосипеды. В сезонной «Деревне каменного века» будут работать сувенирная лавка и мастерская по обра ботке кремня. Неподалеку планируется выкопать кремневую шахту, чтобы показывать туристам, как работали первобытные горняки. А вдоль «правильных» карьеров протянется туристическая тропа. Будут проводиться экскурсии на обнаруженные несколько лет назад и временно законсервированные шахты, в которых наши предки более четырех тысяч лет назад добывали кремень.

Роман Волчок верит в успех проекта, хотя пополнения «карьерного фонда» для развития туризма не предвидится. Территории, которые в последние годы отчуждаются цементным заводом, интереса для туристов представлять не будут. Да и нужны ли они? Зачем рисковать жизнью ради сомнительного удовольствия измазаться в меле и потоптаться по мусору? Не лучше ли насладиться красотами и чистотой легальных, пусть и слегка «причесанных», карьеров? Разве что вести себя здесь придется цивилизованнее.

Народная газета