Газета “Рэспубліка” в номере за сегодня в статье «Проживем до понедельника» изучила «цементный» вопрос в стране. Не обошли стороной и ОАО «Красносельскстройматериалы», которое, как выяснилось, столкнулось с серьезной проблемой неплатежей и не только…

Цементные заводы страны столкнулись с серьезной проблемой неплатежей

Рынок — господин своевольный: сегодня в духе, завтра в унынии. Разумеется, больше всего кардинальные перепады его «настроения» сказываются на крупных предприятиях и экспортоориентированных отраслях. Например, цементной. Помните, как еще 5—6 лет назад стройтресты, комбинаты и частные застройщики выстраивались у ворот цемзаводов и считали за счастье купить дефицитную продукцию по предоплате. Не будем даже говорить, что творилось в то время в строительных магазинах и на рынках… На волне этого всеобщего ажиотажа в Беларуси начали строить 3 новые линии. И вот они уже работают. Но что же стало со спросом?

Взлеты и падения

Давайте вспомним жесткий императив премьер-министра Беларуси Михаила Мясниковича по разгрузке складов, который прозвучал в начале июня. В том числе он касался и ситуации с затариванием складов цементных заводов страны. Да-да, в начале лета, когда цемент на стройплощадках идет на вес золота, он мирно отлеживался в силосах, ожидая своего покупателя. Из трех предприятий отрасли доведенный план Минстройархитектуры на тот момент выполнили лишь в ОАО «Красносельскстройматериалы». Кричев и Костюковичи на 35 и 22 процента соответственно шли с превышением. Давайте попытаемся разобраться, почему так получилось?

С вводом новых линий (а последняя из них начала работать в этом году в Кричеве) объем выпускаемого в Беларуси цемента должен увеличиться вдвое. Раньше три завода выпускали за год около 5 млн. тонн, теперь будут — почти 10 млн. тонн. Что в итоге? Внутренний рынок в избытке получил требуемый стройматериал, и ажиотаж спал. Теперь главный вопрос: куда пристроить еще 5 млн. тонн? «Конечно же, в Россию», — скажет непосвященный читатель. Действительно, такой вариант устроил бы всех, но за те годы, что строились наши заводы, ситуация на рынке страны-соседки сильно изменилась.

— Конъюнктура ухудшилась из-за переизбытка предложения. Представьте, сегодня на рынке России продается украинский, китайский, турецкий, прибалтийский цемент. И это не говоря уже о собственно российском, представленном десятками заводов холдинга «Евроцемент груп». Совсем недавно построены новые цемзаводы в Мордовии и Туле, вот-вот будут сданы аналогичные предприятия в Пензе и Калуге. Увы, общий спад продаж на 4—6 процентов демонстрирует сегодня не только российский, но и европейский рынок, — рассуждает Игорь Ложечников, генеральный директор Белорусского цементного завода в Костюковичах. — Конкурировать можно было бы ценой, но давайте я приведу для сравнения лишь один показатель: природный газ. В России тысяча кубометров этого энергоносителя стоит сегодня 100 долларов. В Беларуси — 275. Добавьте сюда плечо доставки из Костюковичей в регионы страны-соседки… Вот и получилась цена, с которой весьма непросто что-то противопоставить прямым конкурентам. Во многом такое положение дел вызвало затаривание складов в начале этого года: на 1 января мы имели более 80 %. В конце весны соотношение запасов готовой продукции и среднемесячного объема производства составило 62 процента. То есть на 22 % выше задания Минстройархитектуры.

Снежный ком «дебиторки»

Летний сезон, активизация строительства и фиксированная цена тонны цемента (с которой 3 белорусских завода работают больше года) сделали свое дело: складские запасы в Костюковичах уменьшились в августе до отметки 24 процента. Внутренний рынок потребил 80 процентов готовой продукции, 18—20 % ушло на российский. Вроде и проблем никаких… Кроме двух. К концу этого года вторая костюковичская линия «разгонится» уже до миллиона тонн цемента при проектной мощности 1,8 млн. тонн. Следом набирают обороты Красносельск и Кричев. Готова ли Россия принять столь масштабные «излишки»? Учитывая сложившуюся конъюнктуру рынка, едва ли.

Проблема номер два — системные неплатежи и нарастающая, подобно снежному кому, дебиторская задолженность строительного комплекса. На 1 января с БЦЗ не рассчитались по отгруженному цементу на сумму 100 млрд. рублей. Сегодня это уже 164 млрд. рублей, которые по рукам и ногам связывают финансово-хозяйственную деятельность предприятия.

— Кто должники? Стройтресты, домостроительные комбинаты, комбинаты железобетонных изделий… Брать берут, строят, но не платят. Кто-то обещает рассчитаться к концу года, на кого-то уже подаем иски в хозяйственный суд. Дошло до того, что на прошлой неделе эта ситуация рассматривалась в Минстройархитектуры, — говорит Людмила Силиченко, начальник планово-экономического отдела Белорусского цементного завода. — Что в итоге? Восемь месяцев мы работаем без чистой прибыли: такая ситуация на предприятии за последние 10 лет наблюдается впервые. Из-за неплатежей вынуждены брать кредиты на оборотку, оплату электроэнергии и газа, погашение процентов.

«Заводы беспроцентно кредитуют стройкомплекс»

По нашим данным, на «Кричевцементношифере», где 1 июня наблюдалась самая большая загруженность складов (75 % вместо нормативных 40), ситуация с цементом также выровнялась. На начало августа завод вышел на 20-процентную отметку. Сегодня на предприятии хранится лишь 4—5-дневный запас продукции.

— Цемент традиционно берут приграничные области России: Брянщина, Смоленщина, возим и на Москву. Гораздо хуже дела с реализацией шифера: его запасы уже измеряются 4-месячными объемами производства. Все это вместе с просроченной дебиторской задолженностью, перевалившей за 220 млрд. рублей, обуславливает работу предприятия без чистой прибыли, — не скрывает Алексей Петров, начальник планово-экономического отдела ОАО «Кричевцементношифер». — Новая линия только-только начала набирать обороты: в июне произведено 2000 тонн цемента, в июле — 15 000… Когда она начнет работать в полную силу, то есть выпускать более 1,8 млн. тонн, могут возникнуть серьезные проблемы со сбытом. К этому моменту желательно иметь четко оговоренные, гарантированные объемы экспорта.

А как обстоят дела в Красносельске? Запасы складской продукции на август здесь ниже доведенных показателей (33 %). Экспорт пропорционально распределен между Россией, Польшей, Литвой и сбоев пока не дает. Но, как и в Кричеве, здесь мертвым грузом лежит шифер и покрываются пылью дебиторские векселя.

— Ситуация тяжелая: с начала года нам задолжали за отгруженную продукцию почти 237 млрд. рублей, — констатирует Людмила Веретило, начальник планово-экономического отдела ОАО «Красносельскстройматериалы». — Если называть вещи своими именами, пока завод беспроцентно кредитует работу стройкомплекса региона. Но кто возместит наши убытки?

Продай, если сможешь

Есть и другой, не менее интересный вопрос: как же будет работать Белорусский цементный холдинг, о создании которого профильное министерство активно заговорило с июля? Пока лишь ясно, что к трем существующим заводам вскоре присоединят основных потребителей цементной продукции. В дальнейшем будет создано республиканское унитарное предприятие, которому каждый из 3 заводов передаст в доверительное управление свои акции. Смысл этого масштабного объединения — унификация цены по основным экспортным позициям (цемент, стекло, керамика) и единая сбытовая политика на внешних рынках. Таким образом, считают идеологи создания холдинга, удастся увеличить объемы продаж в СНГ, и прежде всего в России.

Едва ли к этой инициативе относятся с большим восторгом в сопредельной стране: там свой цемент идет со скрипом. Но бизнес есть искусство договариваться… Весь июль и начало августа в Минске шли переговоры Минстройархитектуры, руководства цементных заводов Беларуси и института НИПТИС с представителями российского холдинга «Евроцемент груп». Главная тема этих встреч — определить квоту на гарантированную поставку отечественного цемента в Россию. В протокол о намерениях в итоге была вписана цифра 50 000 тонн в месяц для каждого из наших заводов. Но она по-прежнему не окончательная. Переговорный процесс продолжается…

Даже без калькулятора ясно: такие квоты Беларусь устроят не полностью. Если суммировать мощность трех новых линий отечественных цементных производств, мы получим 5,4 млн. тонн в год. Умножив 50 000 тонн на 12 месяцев и на 3, выйдем на цифру 1,8 млн. тонн. Как видим, это лишь треть от потребности. А значит, в ближайший год-полтора к вопросу о загрузке складов правительству, судя по всему, придется возвращаться еще не раз.

На пресс-конференции, отвечая на вопрос журналиста «Р» о создании цементного холдинга, министр архитектуры и строительства Беларуси Анатолий НИЧКАСОВ сказал:

— Это позволит присоединенным предприятиям по производству железобетонных изделий и домостроительным предприятиям получать цемент практически по себестоимости, что изменит конкурентные возможности белорусского продукта на внешних рынках.

Сегодня уже подготовлен нормативно-правовой акт и получено предварительное согласие Президента на создание в стране цементной корпорации или холдинга. Заводы, которые в него войдут, будут не конкурировать друг с другом на рынках сбыта, а следовать скоординированной политике в отношении закупок сырья и реализации своей продукции.

По прогнозам, суммарная мощность трех белорусских цементных заводов в 2015 году составит 9,5—10 млн. тонн, в то время как потребности белорусского строительного комплекса в цементе составляют 4,5—5 млн. тонн.

С российской стороной состоялись переговоры по взаимодействию на их цементных рынках. Так, в минувшем году Беларусь реализовала на российском рынке более 1 млн. тонн цемента, на текущий год достигнута договоренность о реализации еще более 1,5 млн. тонн. К слову, за первое полугодие нынешнего года мы уже реализовали на российском рынке более половины этой продукции.

Для того чтобы белорусский цемент на внешних рынках был конкурентным товаром с учетом себестоимости продукции и транспортной составляющей, заводы должны принять дополнительные меры по снижению энергозатрат при производстве, максимально используя отечественное сырье.