Аннотация
В конце XIX в. в экономике Беларуси происходят серьёзные изменения, вызванные промышленным бумом, который охватил Российскую империю. Исследованием проблемы в белорусской историографии занимались многие ученые-историки. Однако все труды были написаны в 70-ые годы ХХ в. Кроме того, промышленное развитие рассматривалось с точки зрения классовой борьбы рабочих за свои права. Фактически же работы по истории развития промышленности на территории уезда на сегодняшний день нет. Актуальность работы заключается в исследовании становления промышленности данного региона Беларуси в контексте экономического развития Российской империи.
В работе использованы работы белорусских историков, а также материалы государственного архива в Гродно.

Экономическое положение Волковысского уезда начало улучшаться после отмены крепостного права в 1861 г. К 1863 г. начали являться первые плоды этой реформы. Промышленность этого периода и ее развитие шло уже по капиталистическому пути. Основой для становления промышленности являются пути сообщения. Бум с возведением железнодорожных дорог достиг территории уезда в 1885 г. В этом году начинается строительство железной дороги Барановичи-Волковыск-Белосток через уезд. В результате появляются первые железнодорожные станции: Берестовица (начальник Арсений Борисович Лызлов), Волковыск (начальник Петр Эрзмирович Имшеницкий), Зельва (начальник Антон Дмитриевич Линчевский). Позже была построена железнодорожная дорога Мосты – Черемуха, превратившая Волковыск в железнодорожный узел, а в 1888 г. начато строительство паровозного депо.

Создание разветвлённой системы путей сообщения в уезде содействовало развитию промышленности. Основой промышленной базы были предприятия, ориентированные на переработку местного сельскохозяйственного сырья. Ещё одной особенность развития промышленности Беларуси было то, что развивалась она в небольших местечках, поэтому предприятия в основном были мелкие.

Однако на территории уезда имелось и два крупных предприятия – это паровозное депо и Красносельский цементный завод, принадлежащий акционерному обществу «Волынь». История их возникновения связана со строительством железной дороги.

Строительство паровозного депо необходимо было для обслуживания паровозов. В условиях экономического подъёма в Российской империи возрастала необходимость в энергоресурсах. Волковысский железнодорожный узел использовался как перевалочная база для транспортировки силезского угля. Кроме того он связывал центральные регионы страны с польскими землями и далее с Европой. Благодаря началу функционирования депо значительно увеличилась территория города. Было начато строительство второй части города Волковыск-Центральный, где проживали работники депо. Уже к началу первой мировой войны паровозное депо Волковыска насчитывало 455 рабочих и являлось самым крупным предприятием города.

Основанный в 1897 г. на базе мелких предприятий по добыче мела в деревне Красносельский, завод первую продукцию дал перед первой мировой войной в 1913 г. В 1914 г. имел 2 электродвигателя, 2 технологические линии, печное отделение с 2 вращающимися печами, рассчитанными на производство 180 тонн клинкера в сутки. Для обжига использовали силезский уголь. Завод относился к числу крупнейших цементных предприятий в России.

Приведённые данные свидетельствуют о проникновении крупного капитала в экономику Волковысского уезда, но проблемы с развитием промышленности по-прежнему оставались. В основном это было вызвано отсутствием на данной территории полезных ископаемых, а также существованием большого количества мелких предприятий, которые занимались переработкой местного сельскохозяйственного сырья. Так же причинами слабых капиталовложений можно считать сложности с открытием здесь предприятий поляками и существование запрета евреям иметь винокурни, покупать земли, строить предприятия вне городов и местечек. Такое положение выводило из экономики огромные средства, так как население уезда практически на 50% состояло из евреев.

Таблица 1. Структура промышленности и объём промышленного производства в 1860 -1900 гг.

tabl1

Анализ развития всех форм промышленности в 1860-1900 (см. таблицу 1) показывает, что после воссоединения Беларуси с Россией рост происходит постепенное изменение в структуре промышленности. Если в первые пореформенные годы основная продукция производилась в домашних условиях и ремесленных мастерских, то к началу ХХ в. уже на фабрично-заводских предприятиях. Однако удельный вес таких предприятий был незначительным.

С началом строительства железных дорог и использованием паровых машин начали быстро развиваться и другие отрасли промышленности. Так при росте объёмов всей промышленной продукции в 1860-1900 гг. в 6,8 раза, выпуск деревообрабатывающей промышленности увеличился в 16 раз, химической – в 14, силикатной – в 11, металлообрабатывающей – в 7 раз. В целом за этот период объём продукции тяжёлой промышленности увеличился почти в 12 раз, а в легкой и пищевой – 6,6 раза. Во многом такому бурному росту содействовало совершенствование путей сообщения.

Отмена крепостного права способствовала развитию производительных сил, капиталистических производственных отношений, в особенности пореформенное десятилетие, когда помещичьи мануфактуры начали приходить в упадок, на купеческих мануфактурах объем продукции возрос на 69%, на фабриках – на 82%, при росте его на остальных предприятиях на 41%.

В 1873-75 гг. Беларусь была охвачена первым на её территории промышленным кризисом, который выявил очень низкую покупную способность крестьянина – главного потребителя товаров массового производства. Под тяжестью высоких выкупов за реализацию реформы 1861 г. он в это время был вынужден сам изготавливать одежду, обувь, головные уборы, хозяйственный инвентарь.

К 1890 г. бурное развитие промышленности восстановилось: появились новые мануфактуры и фабрики, которые уже в 1896-97 гг. дали более 50% промышленной продукции; среднегодовой прирост за последнее десятилетие XIX в. составил в среднем 8,2%, что в 2 раза больше, чем за 30 предыдущих лет. В 1900 г. в промышленности по всей Беларуси было занято 277 тыс. человек (без промыслов – 237 тыс. чел.), которые произвели продукции на 156 млн. рублей.

Таблица 2. Отраслевая структура промышленности Волковысского уезда по состоянию на 1890 г.

tabl2
tabl3

Отраслевой анализ промышленности Волковысского уезда показывает преобладание пищевой промышленности над всеми остальными. Исходя из анализа таблицы, можно отметить, что в экономическом плане наибольшую прибыль приносили винокуренные и мукомольные предприятия. Однако все они на начало 1890-х г. относились к разряду мелких (в среднем на предприятии работало 2-3 человека).

Следует отметить, что крупные и средние промышленные предприятия Волковысского уезда уже к концу 1895 г. имели паровые двигатели. Основным способом формирования промышленной базы в уезде было преобразование помещичьих предприятий на условия новых методов хозяйствования, внедрение машин и оборудования с целью повышения производительности и увеличения прибыли. Такие подходы содействовали тому, что промышленность стала развиваться в местечках (Изабелин – суконная мануфактура, Порозово – винокуренные производства, Зельва – кожевенная мануфактура, Свислочь – завод по производству кирпича). К началу ХХ в. окончательно определилась специализация промышленности уезда.

Подводя итог промышленного развития уезда необходимо отметить следующее: во-первых, промышленность на протяжении всего пореформенного времени носила мелкий характер с небольшими исключениями (завод в Красносельском, паровозное депо в Волковыске); во-вторых, основу этих предприятий составляли те которые были ориентированы на переработку местных видов сырья, что обуславливалось, на мой взгляд, слабыми экономическими связями и недостаточностью первоначального капитала у местных предпринимателей; в-третьих, к началу ХХ в. определяется специализация внутри самого уезда. Следует отметить, что до настоящего времени на территории Волковысского района функционируют предприятия, основанные ещё в конце ХІХ – начале ХХ вв. (Красносельский цементный завод, локомотивное депо, завод по производству кирпича, литейный завод).

web.snauka.ru Гресь Сергей Михайлович – кандидат исторических наук, доцент,
кафедра социально-гуманитарных дисциплин
Гродненский государственный медицинский университет