• Сайт города Волковыска - новости города, района, Беларуси.

Старики под огнем аферистов

На днях на всех столбах и досках объявлений Волковыска появилось объявление о последней распродаже сезона в рамках некой социальной программы «Плати только за вещи» одежды из якобы натуральной кожи, которая пройдет 15 ноября.

Чего греха таить, и сами хотели заглянуть в воскресенье на огонек ярмарки, но попавшаяся на глаза статья в сегодняшнем номере «СБ» под названием «Старики под огнем аферистов» вызвала неоднозначное мнение и внесла смуту в планы. Впрочем, читайте сами:

afera

О том, что наших стариков аферисты пытаются обмануть сплошь и рядом, «СБ» писала не раз. Втюхивают то очередную панацею от всех болезней, то фильтры для воды под маркой «подарок ветерану!». И вот на столбах и досках объявлений и даже мусорных баках Минска — очередные проявления «заботы»: «В рамках социальной программы Санкт-Петербургский оптовый терминал проводит выставку-распродажу…»

Речь о куртках из якобы натуральной кожи. Судя по брендам, сильно смахивающим на случайный набор букв, организаторы распродаж — или герои материала «СБ» «Дерут три шкуры» (номер за 23 сентября), или их не менее изобретательные конкуренты. Ловкачи исправно снабжают население отнюдь не копеечным китайским ширпотребом весьма сомнительного качества. Напомним: никаких сведений, доказывающих, что кожа, из которой изготовлен товар, действительно натуральная, торговым инспекторам и проверяющим из Госстандарта продавцы предъявить не смогли.

Нарушений в сентябре нашли массу — отсутствие необходимой потребительской информации, необоснованные утверждения о скидках и акциях. В общем, продавцов курток стали наказывать многомиллионными штрафами… И вот всего–то через месяц наблюдаем очередную партию лохотрона. Только на этот раз обман подается под соусом «социальной программы». В объявлении это словосочетание повторяется аж два раза! Более того, «обмен старой вещи на новую, при покупке трех вещей — четвертая в подарок» и «при предъявлении пенсионного удостоверения — дополнительная скидка». Как не купиться, если раньше женская куртка стоила 5.410.000, а предлагается всего за 1.800.000? Уж куда «социальнее»…

Довелось понаблюдать за реакцией жителей микрорайона Уручье, вчитавшихся в очередное объявление накануне 7 ноября.

— Гляньте–ка, пишут, что акция всего один день! Эх, жалко… Вот почему так всегда: если что–то хорошее — так обязательно на один день?

— Ну так ведь социальная ж программа! Люди, видать, себе в убыток торгуют к празднику.

— А я думаю, они хотят таким вот образом завоевать любовь покупателя. Время сейчас сложное.

— Ой, надо, конечно, сходить. Такой случай! — уже приняла решение пожилая женщина.

— У меня на бутики и торговые центры денег нет!

Увы, заработок на пожилых малообеспеченных людях сегодня — одна из сверхрентабельных «бизнес–ниш». Те, кто ограничен в средствах, — как раз та самая аудитория, на которой можно нагреть руки легко и быстро. Во–первых, у них всегда есть так называемые заначки — суммы на черный день. Во–вторых, их сознание устроено так, что, зайдя в любой магазин, они непременно направятся к полке с красочной вывеской «скидка», «акция» и «распродажа», а не к той, где лежит товар, в котором изначально нуждались. В–третьих, сегодняшние пенсионеры — это люди, рожденные и прожившие большую часть своей жизни в Советском Союзе и от привычки чем–то выгодно запастись на непредвиденный случай никак не избавятся. Поэтому заставить их в одночасье распрощаться c накоплениями несложно, если даже самую бестолковую и низкопробную дребедень подавать, используя правильные приемы и слова. Прилагательное «социальный» — из их числа. Потому что любое упоминание о социальных программах у каждого из нас непременно ассоциируется с государственной гарантией, опекой и поддержкой всех нуждающихся: молодых и многодетных семей, ветеранов, стариков, детей–сирот, инвалидов… «Значит, и эта распродажа — нечто подобное. Государство не обманывает…» — наивно решат многие. И ловушка захлопнется.

Вообще, продавцы курток — отнюдь не первооткрыватели. Например, под видом «социальной акции» периодически избавляют стариков от «ненужного хлама» скупщики часов: «Дорого купим ваши старые, даже поломанные часы!» или «Принеси старые поломанные часы и получи взамен импортные новые с множеством функций!» Смысл в том, что «импортные электронные часы», сделанные в Китае, стоят 2 — 3 доллара, а вот старые советские механические хронометры пользуются огромным спросом у западных коллекционеров, которые покупают их на интернет–аукционах за сотни, а нередко и тысячи долларов — в зависимости от модели.

Примеров можно привести великое множество. Жительница Гомеля под видом меда и «социальной акции» продавала старикам жженый сахар. А нынешней весной изобретательные коммерсанты бессовестно играли на чувствах стариков: стучались к ним в квартиры и, рассказывая сказки о «специальных скидках к юбилею Победы», продавали втридорога фильтры для воды. В поликлиниках очереди? Нет денег на дорогие лекарства? Это вообще вечные темы! «Поэтому вот вам, дорогие пенсионеры, положен совершенно бесплатно аппарат, который вылечит абсолютно все! Деньги возьмем только за транспортировку и налог». Так, опять же под видом «программы по оздоровлению населения», лжесоцработницы сбывали старикам копеечные массажеры.

Государство, конечно, старается перекрыть кислород таким не в меру предприимчивым гражданам. Например, в конце октября Министерство торговли начало административный процесс в отношении ЧТУП «БелДета» за нарушения законодательства о рекламе. Суть в том, что, несмотря на прекращение действия лицензии и аннулирование удостоверения на «чудодейственный» прибор «ДЭТА», который официально признан дешевой фальшивкой, данная фирма (и не только она!) продолжает активно рекламировать его через сайт. Судя по всему, штраф — только мелкая неприятность на фоне баснословных барышей. И главное — очень нелегко защитить покупателя, который, увы, и сам обманываться рад.

Компетентно

Начальник отдела по контролю за рекламой управления торговли и услуг Минского горисполкома Ирина Летняк:

— В Минске действует как минимум 5 групп продавцов, которые обогащаются на наивности белорусов благодаря умению вот так агрессивно и напористо вызывать интерес к низкопробному ширпотребу. Несколько иностранных граждан в нашей стране регистрируют ЧТУПы и действуют здесь через доверенных лиц. Конфликты с законом начинаются уже с первых шагов. Прежде всего это нарушение правил благоустройства и содержания Минска, ведь объявления уже просто захламили столицу — их расклеивают где придется. Разумеется, ни в какие законные рамки не вписывается и содержание рекламы: заявление о социальной программе, равно как и о скидках, — откровенное надувательство, где цель — ввести в заблуждение потенциального покупателя. И совершенно очевидно, что под прицелом у ловкачей пенсионеры и люди скромного достатка. Только на прошлой неделе в течение часа я составила 4 протокола на организаторов этих курточных якобы распродаж за ненадлежащую рекламу. Есть и другие нарушения… Но штраф в размере 20 — 50 базовых величин на фоне получаемой прибыли, судя по всему, — просто капля в море! Тем более из суда нередко приходят уведомления о том, что взыскать штраф с ответчика невозможно, мол, нет контакта. А в новом сезоне наблюдаем тех же «игроков», но уже под новым юридическим названием. Еще раз обращаю внимание граждан: на самом деле предлагаемые изделия никогда не стоили ни 9, ни 6, ни 5 миллионов! И даже как будто заманчивые цены в районе 2 — 3 миллионов — это для них слишком много. Имейте в виду: вы очень сильно переплачиваете.

Комментарий

Заместитель председателя Белорусского общества защиты прав потребителей Тамара Бельская:

— Раз в объявлении нет упоминания о каком–то юридическом лице (фирме, компании и т.д.) или конкретном индивидуальном предпринимателе, то обманутым таким образом покупателям, увы, не приходится рассчитывать на поддержку Закона «О защите прав потребителей». В данном случае просто один гражданин обманывает другого — и больше ничего. И все, кто попадался на такую удочку, в конечном итоге понимают, что сами дали маху — стали жертвами элементарных уловок обычных обманщиков. А кто сам не все до конца понял, тому, вероятно, объясняли более опытные друзья или родственники. Поэтому в общество защиты потребителей с подобными проблемами пока никто не обращался.

eversman@sb.by Советская Белоруссия



Комментарии от авторизованных пользователей видны всем пользователям сразу, анонимные только после модерации!

Войдите Или зарегистрируйтесь

Добавить комментарий

Последение комментарии

В годовщину начала Великой Отечественной войны генштаб рассекретил документы первых дней войны

интереснее было бы чтобы рассекретили довоенные документы 1939-1941 годов.


Колькі яшчэ мяне будуць цкаваць? Як Быкава, да смерці?

сапрауды да смерци, и нават пасля смерци, пакуль не зменицца улада.


Колпак молчания. Что происходит на Беларусской АЭС

Давно искал эту инфу


Город просыпается. Как граждане могут влиять на принятие решений

Вроде бы и ни на что... Сегодня... Но после понедельника всегда будет вторник, и после зимы неизме...


Колькі яшчэ мяне будуць цкаваць? Як Быкава, да смерці?

Верю, Что белоруский первопечатник с Ленинграда. Верю, что Белоруских писателей и поэтов не существу...


Колпак молчания. Что происходит на Беларусской АЭС

Простите за черный юмор.. Немедленно ускорить пуск Островецкой АЭС ! Тогда навсегда останутся в про...


Фашисты и коммунисты. Праздники наших убийц

об этом известно тому, кто понимает, нам даже понимать не положено. в открытом интернете выпилены вс...


Город просыпается. Как граждане могут влиять на принятие решений

прошедшие выборы показали, на что могут "влиять" граждане.


Город просыпается. Как граждане могут влиять на принятие решений

согласен, значит такие мы граждане или быдло?


Колпак молчания. Что происходит на Беларусской АЭС

Давно искал эту инфу,