Белгазпромбанк пополнил свою корпоративную коллекцию работами классиков национальной школы живописи – Фердинанда Рущица и Станислава Жуковского. У частного коллекционера из Беларуси были приобретены пейзажи Рущица «Сарай и прясло для сена» (1899) и Жуковского «Оттепель. Свислочская пуща» (1935).

zhukovskyj

Вклад Фердинанда Рущица (1870–1936) в искусство Беларуси, Литвы и Польши трудно переоценить. Именно он в 1919 году организовал художественный факультет возрожденного тогда Виленского университета. В деревне Богданово Воложинского района Минской области находится могила художника, здесь же планируется создание мемориального музея его имени. До приобретения Белгазпромбанка в Беларуси хранилось лишь одно полотно Рущица — в собрании Национального художественного музея. На полотне «Сарай и прясло для сена» изображены окрестности Богданово, где находилось родовое имение мастера и где он создал лучшие из своих произведений.

В отличие от скупого наследия Рущица, работ Станислава Жуковского (1873–1944) в Национальном художественном музее около сорока. Но среди них нет ни одного собственно белорусского пейзажа. Будучи одним из влиятельнейших пейзажистов начала ХХ века, Жуковский много путешествовал по Европе и Российской империи, где запечатлевал красоту местных ландшафтов. Однако каждый год живописец неизменно отправлялся на пленэры на Гродненщину – по своим родным местам. Белгазпромбанк приобрел одну из работ Жуковского, посвященных красотам Свислочской пущи – северного участка Беловежской. По сведениям искусствоведов, даже в музеях Польши, где художник провел последние двадцать лет жизни, работы этого цикла практически не представлены.

Новые приобретения Белгазпромбанка особо примечательны тем, что они значительно расширили концепцию его корпоративной коллекции. Изначально посвященная наследию художников Парижской школы из Беларуси, теперь коллекция призвана отражать специфику более глобального проекта «Арт-Беларусь», целью которого является показать процесс развития культуры нашей страны во всей его полноте и непрерывности. Сегодня формирование коллекции связано с возвращением в культурный контекст незаслуженно забытых имен белорусских художников, принадлежащих к разным историческим эпохам.