Прокуратурой Гродненской области проведена проверка исполнения законодательства, регламентирующего порядок осуществления архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.

В ходе проведенной прокурорами проверки выявлены нарушения законодательства в области строительства и архитектуры.

Юридическими лицами и гражданами допускалось строительство с существенными отклонениями от проектных решений, а также без получения необходимых на него разрешений, что является нарушением Закона Республики Беларусь «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь».

При этом в большинстве случаев местными исполнительными органами своевременно не выявлялись факты самовольного строительства, не проявлялась принципиальность при принятии решений по фактам самовольных построек, их узаконивание производилось без наличия достаточных оснований.

Так, индивидуальным предпринимателем А. без оформления в установленном порядке разрешительной документации в исторической части г.Гродно было возведено 2-этажное здание магазина с оборудованными цокольным и мансардным этажами общей площадью 302,3 кв. м.

Согласно разработанному проекту «Реконструкция павильона «Цветы» под цветочный магазин» планировалась реконструкция с возведением 1-этажного здания без устройства цокольного и мансардного этажей общей площадью всего 101,36 кв. м.

Несмотря на допущенные отступления от утвержденного проекта, акт ввода в эксплуатацию данного здания был подписан заместителем начальника отдела ЖКХ администрации Ленинского района г.Гродно К., что дало возможность предпринимателю произвести государственную регистрацию самовольно построенного здания в РУП «Гродненское агентство по государственной регистрации и земельному кадастру».

В настоящее время Гродненским горисполкомом администрации Ленинского района г. Гродно дано поручение подготовить и направить в суд иск о признании государственной регистрации здания цветочного магазина незаконной.

Выявлены факты непринятия исполнительно-распорядительными органами мер по исполнению принятых ими решений по фактам самовольного строительства.

Так, в период 2014-2015 годов частным предприятием произведено самовольное строительство пристройки к зданию существующего цеха в д. Едки Лидского района общей площадью более 100 кв. м без разработанной проектно-сметной документации, а также без получения необходимой разрешительной документации на производство работ по строительству объекта.

Постановлением суда Лидского района данное предприятие привлечено к административной ответственности по ст. 21.12 КоАП (самовольное строительство).

Лидский райисполком принял решение о сносе самовольно возведенной пристройки, однако это решение не выполнено и впоследствии отменено тем же райисполкомом.

Имеют место случаи необоснованного предоставления дополнительных земельных участков под самовольно построенные объекты.

Факты самовольного строительства допускаются также гражданами с целью, как правило, избежать платы услуг по разработке архитектурного и строительного проекта, его согласования и утверждению, без соблюдения соответствующих нормативно-технических требований по проведению строительно-монтажных работ.

Такие строения выявлены на территориях г.Гродно, Лидского, Гродненского, Волковысского, Слонимского и других районов.

По результатам проверки прокурором Гродненской области в Гродненский облисполком внесено представление с требованием принять меры по неукоснительному соблюдению законодательства, регулирующего порядок осуществления архитектурной, строительной и градостроительной деятельности, земельного законодательства, усилить контроль за его исполнением архитектурными и землеустроительными службами области.

По указанным в представлении фактам предложено принять решения о сносе самовольных построек, изъятии и приведении земельных участков в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.

Поставлен также вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности ряда должностных лиц Гродненского горисполкома и райисполкомов, допустивших нарушения законодательства при осуществлении контроля за соблюдением законодательства Республики Беларусь, регламентирующего порядок осуществления архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.