Каждый человек строит свой досуг и проводит свое свободное время по своему желанию, но разделяется он только на активный отдых и пассивный. Кто-то покупает литр пива с сухариками и садится за «Танки», либо погружается в Одноклассники, а кто-то предпочитает отдых на Браславских озерах Беларуси или забежать на пару часов в спортзал. Есть еще люди, предпочитающие досуг «на грани», экстремальный или близкий к экстремальному.

Согласитесь, но в первом случае слушать с интересом рассказы любителя «Танков» может только такой же фанат компьютерной игры, выслушивать эпосы о том, сколько ты поставил лайков в ОК также скучно и нудно.

Слушать рассказы любителей активного досуга можно довольно долго. Слушать с интересом и завистью. Просто потому, что слабые икры и отвисший животик не дают возможности тебе без отдышки подняться на третий или четвертый этаж, а люди в это время сплавляются на байдарках по рекам, проезжают всю Европу на велосипеде или идут в горы. Это не доступно среднестатистическому диванному отдыхающему, поэтому и вызывает интерес. Как говорится, смотреть боевики и фильмы про героев, спасающих мир, могут многие, но не все даже способны спасти старенькую бабушку и уступить ей место в автобусе.

Братья Боярчуки – довольно известные экстремалы в нашем районе, многие помнят их рассказ о сплаве на байдарках, но не всем известно, что они предприняли попытку штурма Эльбруса.

Эльбрус  (карач.-балк. Минги тау [miŋŋi taw] (инф.)) — стратовулкан на Кавказе, на границе республик Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкесия. Эльбрус расположен севернее Большого Кавказского хребта и является высочайшей вершиной России. Учитывая, что граница между Европой и Азией неоднозначна, нередко Эльбрус называют также высочайшей европейской горной вершиной, то есть относят её к списку «Семи вершин».

Сергей и Дмитрий Боярчуки решили испытать себя и фортуну и подняться на одну из самых высоких вершин мира. Удалось ли им это мы решили спросить у младшего из них – Сергея.

Сергею 22 года, со школьной скамьи он занимался легкой атлетикой в волковысской спортшколе, затем, когда учился в Высшей коммерческой школе Варшавы, занимался боксом, ходил по горам в Польше. Сейчас Сергей учится в магистратуре.

D78A0501

Я и мой брат всегда были за «движуху», идея сходит на Эльбрус возникла еще в 2013 году. Он предложил и мы решили: «Почему бы и нет?». Начали узнавать как и что. В январе 2014 года мы забронировали места в группе, которая собиралась идти в горы. Сам поход планировался на лето этого года.

Я и брат решили устроить себе каникулы. Были на сплаве в Польше, а в августе нас ждал Эльбрус.

Среди всей группы я был почти самый младший, кроме меня был парень 18 лет из Минска, он участвовал в восхождении со своим отцом. Возраст участников группы варьировался в основном от 30 до 40 лет.

Часть снаряжения мы покупали в Польше, питание покупали в Беларуси, так как инструкторы сразу сказали, что по опыту российские продукты не самые лучшие по качеству. В России мы покупали только крупы и хлеб.

В начале восхождения были сборы снаряжения и дорога в Приэльбрусье, там члены группы начали адаптацию к условиям высокогорья и совершать тренировочные выходы, некоторые маршруты пролегали в том месте, где снимался известный фильм «Вертикаль» с Владимиром Высоцким в главной роли. Первоначально лагерь находился на высоте трех километров над уровнем моря.

Для начала мы должны были взобраться на Главный кавказский хребет. С той стороны уже видна Грузия. У нас с собой была только защита от дождя и легкий перекус. Когда начали взбираться в горы, многие уже тогда начали чувствовать кислородное голодание, начала хватать так называемая «горняшка».

Не надо поддаваться обманчивому впечатлению обывателя, что в век технологий в горах так же комфортно и безопасно, чем выше — тем опаснее, туда не могут пройти вездеходы и залететь вертолеты.

Если случилась трагедия в плохую погоду, то спасатели не придут на помощь, они придут потом, помочь тем, кто выжил, и собрать трупы.

Когда мы взобрались на Кавказский хребет я увидел следы трагедии — пару проломанных касок и трость. Там вокруг такие следы, таблички «Здесь погиб тот-то и тот-то». Все говорит о том, что здесь присутствует риск для жизни и здоровья. Экстрим зашкаливает.

На перевал взошли только пять человек и уже было видно, кто реально сможет побороться с собой и взойти на Эльбрус. После этого мы вернулись в долину, а затем на автотранспорте нашу группу отвезли на станцию Мир.

Кстати, каждый пользователь может полюбоваться на вид Эльбруса в режиме он-лайн со станции Мир с помощью установленной там веб-камеры.

На станцию Мир ведет канатная дорога, она находится на высоте 3 500 метров над уровнем моря. У станции, на скалах мы разбили лагерь. Шел шестой день эпопеи, далее мы должны были идти на Приют одинадцати. Там надо было опробовать экипировку и мы совершили тренировочное восхождение до Скал Пастухова на высоте 4 800 над уровнем моря.

Каждое утро мы должны были употреблять витамин С, у каждого должен был быть аспирин, который помогает справляться с горняшкой. Кто-то употреблял алкоголь, но из его активных поклонников до вершины так никто и не добрался.

12 человек из нашей группы уже здесь поняли, что им не светит подняться на Эльбрус, они сбросились деньгами и наняли ретрак (снегоход), чтобы добраться до последней базы перед восхождением на саму гору и таким образом хоть как-то сэкономить силы для восхождения. Инструктора сразу предупредили, что резкая смена высоты при поездке приведет к сильному приступу горной болезни, что и случилось впоследствии.

Перед штурмом Эльбруса мы поели манной каши и в два часа ночи начали штурм. Подымались на гору несколькими группами, каждый выбирал группу по силам, вначале я пошел в авангарде с братом, но у меня развязалась «кошка» на ноге. Пока я завязывал, я отстал на сотню метров, догнать группу уже было нельзя, так как бежать не будешь. Поэтому, я остался дожидаться вторую группу. При подъеме делаешь десять шагов, опираешься на палки и отдыхаешь, так проходил весь путь.

К семи утра мы поднялись на высоту 5 100 метров над уровнем моря. Там я встретился с братом, группа которого остановилась на небольшой отдых. Брат выглядел бодрячком, а меня тошнило и сильно кружилась голова. После приема аспирина это начало походить. Брат с группой ушел далее, а моя группа должна была отдохнуть около получаса.

После отдыха начался сложный подъем на седловину, там мы встретили поляка, который сидел на снегу, смотрел на проходящих неадекватным взглядом и матерился, было видно, что у него начался приступ горняшки.

Кроме нашей группы там были и еще туристы, во время подъема случился несчастный случай с немцем, он сорвался, упал и потерял сознание. У нас в группе был хирург, он помог ему придти в себя. Немец там и остался сидеть.

Когда пришли на седловину, все были уже крайне истощены и обессилены, лица у всех были белыми. После этого начался последний этап подъема на вершину. Резко испортилась погода, когда я шел — было видно несколько метров впереди и несколько метров позади. Перед самой вершиной я отстал от своих спутников и тут случилась беда. Я оступился и упал. То расстояние, которое я шел минут 20-25, я пролетел в течение нескольких секунд. Я упал и повредил ногу. Естественно, речи о дальнейшем движении быть и не могло. Мой штурм закончился. На своих ногах я только смог спуститься, внизу ногу уже нельзя было извлечь из ботинка, она распухла и болела. Мне не хватило до вершины метров сорок.

Брат дошел до вершины, у меня не получилось, но я был близок. Из группы в 40 человек до вершины добралось только шесть, в том числе и Дима. Вся эпопея продолжалась 10 дней. В результате подъема я похудел на 4 кг, брат на 7 кг, для организма это была серьезная нагрузка, поэтому, мы решили, что ближайший год в горы пока не пойдем, а там будет видно…

Фото из архива Боярчуков.