С 3 июля 1936 года начала свой отсчет история развития ГАИ, как милицейской структуры, когда Совет Народных Комиссаров СССР своим постановлением № 1182 утвердил Положение о государственной автомобильной инспекции Главного управления Рабоче-Крестьянской милиции НКВД СССР, поставив перед ней задачи: не допускать аварии на дорогах, контролировать подготовку водителей, разрабатывать технические нормы эксплуатации транспорта, вести качественный и количественный учет автомотопарка.

В Принеманском крае образование ГАИ имеет исторически обусловленные особенности. С 1921 года территория современной Гродненской области находилась в составе Польши. 17 сентября 1939 года Красная Армия перешла границу и приступила к освобождению Западной Белорусии. Через восемь дней Гродненское временное управление издало приказ об организации Рабочей гвардии, отряды которой впоследствии явились резервом для комплектования кадровой рабоче-крестьянской милиции.

В 1939-41 годах территория Гродненской области входила в состав Барановичской и Белостокской областей.

5-23 июля 1944 года войсками 2-го и 3-го Белорусских фронтов при поддержке партизанских соединений территория Гродненской области была полностью очищена от немецких войск. В освобожденные районы сразу же посылались оперативно-чекистские группы с заданием формирования административных органов и обеспечения общественного порядка. Впоследствии эти группы стали костяком для комплектования руководящих кадров НКВД и НКГБ.

Приказом начальника УНКВД по Гродненской области от 9 декабря 1944 года № 95 была утверждена штатная численность отдела Госавтоинспекции, состоявшая из пяти сотрудников.

История батальона дорожно-патрульной службы ГАИ УВД облисполкома ведет свое начало с декабря 1973 года. Тогда это был отдельный дивизион дорожного надзора, основной задачей которого стало обеспечение безопасности дорожного движения на территории Гродненского гарнизона. По итогам работы в 1976 году коллектив этого подразделения признавался победителем Всесоюзного социалистического соревнования. В апреле 1984 года на базе дивизиона сформирована рота дорожно-патрульной службы.

Рота в ноябре 1991 году была преобразована в отдельный батальон дорожно-патрульной службы ГАИ при УВД. Последний с июля 2002 года является батальоном дорожно-патрульной службы ГАИ УВД облисполкома.
Для оперативной и качественной выдачи и замены водительских удостоверений, повышения качества обслуживания населения по регистрации транспортных средств и приему квалификационных экзаменов в апреле 1974 г. в структуре ГАИ созданы регистрационно-экзаменационные подразделения. В конце 2001 года межрайонное регистрационно-экзаменационное отделение ГАИ при УВД было преобразовано в отдел. В июле 2005 года на базе МРЭО создаются два самостоятельных подразделения – регистрационный и экзаменационный отделы.

В соответствии с утвержденным приказом МВД БССР от 17 октября 1979 года Положением об Управлении Государственной автомобильной инспекции МВД БССР в составе ГАИ были выделены следующие подразделения:

— дорожно-патрульная служба (бывший дорожный надзор);
— технического надзора;
— регистрационно-экзаменационные;
— дорожного надзора (ранее – организация дорожного движения),
— агитации и пропаганды и т.д.).

В 1986-87 годах многие сотрудники ГАИ области принимали участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

В 1975 году областная Госавтоинспекция переехала в новое современное здание по улице Белуша, 49.В 1978 году при ГАИ УВД был создан специализированный монтажно-эксплуатационный участок. В 1994 году он преобразован в КУП «СМЭП Гродненского облисполкома». С 1995 года в Гродно осуществляется поэтапное включение в автоматизированную систему управления дорожным движением персональных ЭВМ, позволяющее осуществлять обмен информацией между светофорными объектами и центром управления.

В 1993 году в ГАИ УВД создана локально-вычислительная сеть. Для повышения уровня технологии выполнения стоящих перед Госавтоинспекцией задач в июне 1994 года было сформировано отделение эксплуатации автоматизированных систем. Это позволило полностью автоматизировать учет транспорта, дорожно-транспортных происшествий, нарушений Правил дорожного движения.

В 1994-96 годах построены участки дорожной милиции Волковысского, Ивьевского, Лидского, Ошмянского, Слонимского и Сморгонский отделов внутренних дел, которые в свое время внесли свой вклад в борьбе с преступностью.

В ноябре 1998 года завершилось строительство нового здания УДМ Волковысского РОВД, который по итогам работы за 1999 год признавался одним из лучших в стране.Решением облисполкома в 1996 году при ГАИ УВД была создана группа экологического надзора, в 1997 году преобразованная в отделение, которое с 2001 года является отделом.

В июле 1997 года путем изменения штатной численности ГАИ Гродненского гарнизона сформирован отдел оперативного реагирования и розыска ГАИ при УВД. После реорганизации регистрационно-экзаменационных подразделений в августе 2002 года в его состав включено отделение розыска угнанного и похищенного транспорта.

В 1998 году на базе межрайонного отделения по организации дорожного движения ГАИ при УВД создан одноименный отдел. А в мае 2002 года в управление преобразован отдел ГАИ УВД Гродненского облисполкома.

Четкая и слаженная работа нарядов, их своевременное реагирование на сообщения и обращения граждан немыслима без профессионально грамотных действий сотрудников дежурной части. В сентябре 2002 года оперативно-дежурная служба ГАИ выведена из состава батальона дорожно-патрульной службы и стала самостоятельным подразделением в составе ГАИ УВД облисполкома.

С июля 2005 года осуществляет свою деятельность межрайонный отдел ГАИ УВД Гродненского облисполкома, созданный путем реорганизации отделений ГАИ Гродненского, Ленинского и Октябрьского РОВД г. Гродно.

Совсем недавно образован отдельный специальный взвод «Дельта» ГАИ УВД Гродненского облисполкома.

С праздником! Легкой Вам службы, чистых и безаварийных дорог на жизненном и служебном пути!

Фото gaigrodno.by