В Русской Православной Церкви есть традиция — перед причастием обязательно исповедоваться. Исповедь — это Таинство, заключающееся в искреннем покаянии и признании совершенных грехов. Само слово «исповедь» происходит от словосочетания — ис (из себя, т.е. о внутреннем, личном, сокровенном) поведаю (расскажу).

В наше время все исповедуются перед священником, а первые христиане исповедовались перед всей общиной. Человек рассказывал о своих грехах, его внимательно слушали с пониманием и сожалением, а потом все вместе молились Богу о прощении кающегося. Традиция исповедоваться только священнику зародилась приблизительно в IV веке, когда христианство было признанно законным и объявлено государственной религией. Новую веру стали принимать не только по искренним убеждениям, но и ради личной выгоды. Именно из-за таких людей общины потеряли свою сплоченность, утратили братский дух. Исповедоваться «открыто» стало невозможно, так как не было уверенности, что встретишь понимание со стороны всех членов общины. Тогда и было принято решение исповедоваться только священнику.

Порой можно услышать: «Пойду на исповедь каяться». А какой смысл имеет эта фраза?.. Многие считают, что каяться – значит просто проговаривать перед священником свои грехи. Однако это далеко не так. Слово «покаяние» — греческого происхождения и означает перемену ума. Рассудите сами: если человек согрешив, забудет о своем грехе и только спустя некое время (перед «походом» на исповедь) вспомнит о нем, неужели произойдет перемена ума? По сути, пока мы дойдем до исповеди, наш грех должен быть уже не раз обдуман, осмыслен и оплакан, мы должны испытывать чувство глубокого сожаления и досады о содеянном, в нас должно возникнуть твердое желание никогда не повторять этот грех. В этом и заключается суть «перемены ума».

В настоящее время многие идут на исповедь, но при этом не осознают толком, что означает слово «грех». С греческого языка оно переводится, как попадание мимо цели. Каждый человек имеет определенную цель в жизни, к достижению которой постоянно стремится. Для некоторых людей такой целью становится материальное богатство, популярность, власть, карьера и другое. Для верующего же человека целью всей его жизни является стремление к Богу, приближаться к Которому можно бесконечно. А когда наша жизнь проходит мимо своей главной ЦЕЛИ — мы согрешаем. Получается, что грехом может быть поступок, слово, взгляд, мысль, бездействите и др. Своими грехами мы не только оскорбляем Бога, но снова Его распинаем.

Иногда можно встретить людей, которые стесняются исповедоваться. «Что подумает обо мне батюшка, когда я ему все расскажу?» — думают они. Им хочется попасть на исповедь к незнакомому священнику, чтобы не так стыдно было. А все потому, что не знают — говорим мы о содеянных грехах не священнику, а Самому Богу! Для того и кладется перед нами Евангелие и Крест, чтобы мы глубже осознавали, Кому исповедуемся. Священник — это всего лишь свидетель, но не тот, который бывает в суде, а такой, как на свадьбе. Согласитесь, на собственную свадьбу мы обычно приглашаем в качестве свидетеля лучшего друга, чтобы он засвидетельствовал радостное событие в нашей жизни. Точно так же и священник на исповеди свидетельствует наше примирение с Богом, ведь исповедь -это и есть Таинство примирения с Господом.

Порой люди скрывают на исповеди какой-нибудь грех, так как боятся, что батюшка расскажет о нем кому-либо. Опасаться этого не стоит. Дело в том, что согласно церковным правилам, священник ни при каких условиях не должен разглашать услышанное на исповеди (т.е. не должен нарушать тайну исповеди). Это правило настолько важно, что учитывается даже светскими законами. Так, например, священнослужитель не может выступать в качестве свидетеля в суде, если обстоятельства преступления были выяснены им в ходе исповеди. Если же священник откроет грех исповедовавшегося (даже неумышленно), то по церковным канонам он будет запрещен в служении на три года, и каждый день должен будет класть по сто земных поклонов.

Не стоит скрывать грехи и по стыду. Узнав про какую-нибудь нашу слабость, священник не начнет про нас как-то плохо думать и свое отношения к нам не изменит. Наоборот «лишний» раз за нас помолится.

В течение жизни мы исповедуемся не один раз, поэтому возникает вполне естественный вопрос — а как часто нужно исповедоваться и нужно ли вообще, если заранее знаешь, что грешить не перестанешь? Отвечу сразу на вторую часть вопроса. Уверенность в том, что мы будем продолжать грешить, не должна нас смущать. Мы же не отказываемся идти в душ, лишь потому, что снова запачкаемся.

А теперь что касается частоты. Многие считают, что к Таинству исповеди нужно приступать только перед Причастием. Такое мнение сложилось не случайно. Оно имеет историческое прошлое. В эпоху Петра 1-го многие люди начали подходить к Чаше без должного духовного трепета и благоговения, то есть воспринимали это как простую формальность. Так, например, при устройстве на работу человек должен был предъявить справку о том, что он причащался, и люди стали приступать к Таинству только ради этого документа. Чтобы как-то изменить ситуацию, церковное священноначалие приняло решение ввести обязательную исповедь перед причастием.

На самом же деле нужно помнить, что Исповедь и Причастие — это два абсолютно самостоятельных Таинства. Приступать к Таинству покаяния можно гораздо чаще, чем причащаться. Исповедь может быть совершена в любое время дня и ночи, при этом не нужно поститься и быть натощак. Главное -правильно настроиться и осознать всю важность Таинства. Совсем не обязательно после исповеди идти причащаться. Неправильно расценивать Причастие продолжением или неким завершением Исповеди. Еще раз напомню, что Исповедь и Причастие – это два абсолютно самостоятельных таинства.