• Сайт города Волковыска - новости города, района, Беларуси.

Как выбрать имя ребенку при крещении?

Все очень просто. То имя, которое родители выбрали своему чаду при рождении, пусть оно будет наречено и при крещении. То есть, если супруги хотят назвать своего сына Костей, а дочку Аней, то не нужно изобретать велосипед и придумывать какое-то дополнительное имя.

Есть традиция называть своего ребенка именем какого-нибудь святого или святой. Это о-о-чень хорошая традиция. Только мало кто интересуется, как эта традиция появилась.

Приведу цитату из книги протопресвитера Александра Шмемана «Водою и духом»: «В прошлом имя каждого христианина считалось святым, и потому с самого детства его учили уважать свое имя. Из этого интуитивного ощущения святости имени развилась традиция давать ребенку имя какого-нибудь святого, т. е. имя, уже «реализованное» как святое каким-либо христианином. Это делалось не просто из стремления обрести небесного покровителя; скорее, традиция эта была плодом живого опыта Церкви как «сообщества святых», уверенности в том, что святость есть единственное истинное назначение и призвание человека».

Получается, что можно сделать и так, и этак. То есть сначала придумать имя, а потом посмотреть, какие святые есть с этим именем, а можно и, наоборот, в честь конкретного святого или святой назвать своего карапузика.

Только вот непонятно, почему многие родители выбор имени своему ребенку приковывают к календарю. Тщательно высматривают, память, каких святых празднуется в день рождения или в день крещения малыша, чтобы только не назвать каким-нибудь «левым» или «неправославным» именем. Это в лучшем случае. А бывает и так, что приходит папаша в храм, которого интересуют чисто имена, нисколько не осознавая, что за каждым именем стоит конкретная личность, которая прославила Бога тем или иным подвигом. Родители выбирают просто понравившееся имя и думают, что сделали все по-православному. А что за святой или святая, в честь которой назвали свое чадо, интересует далеко не многих. Комично также выглядит, когда потом покупают «именную» иконку и даже не посмотрят, что на ней изображен совсем не тот или не та, в честь кого было названо их чадо.

Верующим же родителям, которые понимают, чьи имена печатаются в календаре, можно посоветовать следующее. В день рождения вашего ребенка может праздноваться память только тех святых, имена которых могут совсем не нравиться. Например, я сильно сомневаюсь, что кто-нибудь захочет назвать своего сына Акакием или дочку Пистой. Тут нужно просто напомнить, что выбор имени по календарю является всего лишь традицией, но никак не каноном. Церковным канонам надо следовать, а традиции желательно соблюдать.

Слышал я также еще и такую версию, почему нужно называть детей «по календарю»: «Если назвать именем святого, память которого празднуется в день рождения, то этот святой будет небесным покровителем». С одной стороны все верно. Но с другой давайте разбираться. Почему вашему ребенку должен покровительствовать тот или иной святой? Кто его об этом просит? Никто? Очень плохо, что никто. А вот в утреннем молитвенном правиле есть молитва святому, имя которого носишь. Давайте посмотрим ее: «Моли Бога о мне, святый угодниче Божий (имя), яко аз [я] усердно к тебе прибегаю…». Понятно, что младенец еще не может «усердно прибегать» к святому, имя которого носит. А что мешает это сделать родителям?…

Однажды перед началом очередного крещения в нашем храме ко мне обратилась мама ребенка и попросила их Леночку покрестить с другим именем и назвала возможные варианты: Вера, Надежда, Любовь или София. Как выяснилось, дочка родилась в день памяти этих святых мучениц, но маме очень хотелось назвать свою малютку Леной. Вот мама и решила, чтобы овцы остались целыми и волки сытыми, в паспорте записать имя Лена, а в Церкви покрестить с «календарным» именем. Я объяснил, что теоретически так сделать можно, но только как это будет выглядеть практически? Дома, в школе, во дворе все будут называть ее Леной, а в Церкви ей надо будет называть на исповеди и на причастии себя другим именем. Самое интересное будет во время венчания, когда соберутся родственники, друзья, которые не будут знать про мамину «аферу» и услышат совсем другое имя. Да и сам жених, если заранее не будет предупрежден, не слабо удивиться, что его обвенчали не с Еленой, а с некой Верой или Надеждой. Все-таки та мама согласилась, чтобы ее дочку покрестили с именем Елена.

Еще одна наша прихожанка рассказала мне, что ее дочка сразу после родов была реанимирована и находилась в крайне тяжелом состоянии. Бабушка не долго думая договорилась со священником, чтобы побыстрее покрестить младенца и назвала имя Феодора, так как был день памяти преподобной. Феодоры. Хотя родители очень хотели назвать ее Анечкой. Девочка осталась жива. Теперь мама, когда приносит свою Анюта к причастию, то называет имя Феодора как и положено. Бабушке, конечно, низкий поклон и огромная благодарность за то, что она не растерялась и обо всем договорилась. Только вот право выбора имени надо было оставить родителям, а не просто поставить их перед фактом.

Непонятно откуда взялась понятие о так называемом тайном имени. Услышать можно следующее: «В древности у христиан были тайные имена, которые они называли только в Церкви, а в миру называл себя другим именем». Лично я ни в одной книге по истории христианства не встречал никакого упоминания о «тайных именах». Мне кажется, что это все-таки некий миф, придуманный непонятно кем и зачем. Но даже, если предположить, что такая практика на самом деле была у первых христиан, то это не значит, что именно так должно быть и в нашем XXI веке.

Совсем по-другому дело обстоит с именами, которых нет в православных святцах. Например, сейчас многие любят называть своих дочек Дианой. Тут некоторые просто дают при крещении созвучное имя, например Дария. Хотя я знаю одного священника, который покрестил девочку именно с именем Диана. Сделал он это не от безграмотности, а просто по рассудительности. Ведь во времена первых христиан, которые тоже крестились, еще не было святцев, они появились позже и не перестают пополняться. Не так давно еще не было в православном календаре имени Виктория, а теперь уже есть. Кто знает, может со временем и имя Диана появится. А пока святой с таким именем нет в нашей Церкви, то можно выбрать небесной покровительницей любую другую небожительницу, например, туже мученицу Дарию.

Есть, однако, имена, с которыми я сомневаюсь, что какой-нибудь священник согласиться покрестить. Это, например, имена, которые придумывали в советское время: Октябрина, Майя, Вилена, Владлен, Мелс и др. Хотя были случаи, когда необразованные священники и с такими именами могли покрестить.

Дорогие родители, какое бы имя вы не придумали своему ребенку, в любом случае при крещении ему будет дан Ангел-хранитель, который станет его покровителем.

В завершении приведем еще одну цитату из книги отца Александра «Водою и Духом»: «Имя человека, отличая его от всех других людей, идентифицирует его личность и утверждает его неповторимость. Воплотившийся Сын Божий имеет человеческое имя, потому что Он есть совершенная личность, а не человек вообще, абстрактный и безличный носитель абстрактной человеческой природы. Человеческая природа не существует вне личностей, каждая из которых представляет собой поистине единственный и вполне личностный тип воплощения и реализации этой природы. Поэтому обряд наречения имени есть признание Церковью единственности этого конкретного ребенка, наличия у него божественного дара «личности». Соотнося его со Святым Именем Божиим, Церковь показывает, что каждое имя свято, т. е. освящено человеческим именем Самого Христа. Она показывает, что во Христе имя каждого человеческого существа есть имя чада Божия, сотворенного и предназначенного для личного общения с Богом, личного участия в вечном Царстве Божием, а не для растворения в некоей безличной «нирване». Мое имя — это мое «Я», которое Бог творит, обращаясь к нему, как к «Ты», и которое поэтому Он Сам являет как Личность, как Святое Имя, как «Ты» вечной любви и единения. Если для Церкви, для всех ее святых, для всего ее опыта Христос Сам присутствует в Своем имени Иисус, если это Святое Имя есть для нас присутствие, единение, радость, сила, то это происходит потому, что имя есть таинство личности, явление, дар самой ее сущности.

Имя Христа освящает и делает святым мое имя, делает его выражением, таинством моей личности во Христе на веки вечные. И чинопоследование восьмого дня — будучи даром мне моего имени во Христе и в Его Святом Имени — есть, таким образом, дар мне той самой «личностности», сотворенной Богом, которая должна быть восстановлена в крещении и спасена для Царства Божия».



Комментарии

Владислав 2011/07/20 23:53 / Ответить

Меня всегда интересовал вопрос - стоит ли крестить ребенка в младенчестве, когда он еще не осознает себя и тем более смысл таинства. Ведь даже взрослый человек не всегда приходит к Богу уже в зрелом возрасте, а тут младенец.

Возможен случай когда младенец вырастает и осознанно принимает какую нибудь другую религию, либо становится ярым атеистом. Получается что крещение в младенчестве подвигает младенца к греху. На мой взгляд это насилие над волей ребенка. Христос никого силком в христианство не обращал, он давал свободу выбора, а родители не дают.


Светлана 2011/07/21 23:20 / Ответить

Спасибо отец Александр за позновательную статью.Я согласна на все сто!


Anonymouse3132 2011/08/03 22:43 / Ответить

Подобные вопросы возникают от того, что мы не осознаем смысла и значения Таинства Крещения. Вот, например: «Возможен случай, когда младенец вырастает и осознанно принимает какую-нибудь другую религию, либо становится ярым атеистом. Получается, что крещение в младенчестве подвигает младенца к греху». Выходит, что многие думают, что некрещеные люди не грешат. Опять же так думать может только невежда в вопросах духовной жизни.
Ведь грех – это то, что нас удаляет от Бога. Если человек становится атеистом, то неважно, был крещен он или не был, он все равно удаляет себя от Бога, а значит согрешает. Что касается выбора другой религии, то это личное дело каждого. То, что человека крестили в младенческом возрасте, мусульмане, например, в этом не видят никакого препятствия, чтобы принять в свои ряды. Выходит, что никакого насилия не совершается.
«Христос никого силком в христианство не обращал, он давал свободу выбора, а родители не дают». Даже если, родители не будут давать свободу выбора, они все равно не смогут свое чадо обратить силком в христианство. Максимум, что родители смогут сделать, это сделать его обрядовером, но никак не верующим христианином.
На вопрос: «Стоит ли крестить ребенка в младенчестве, когда он еще не осознает себя и тем более смысл таинства?» однозначно ответить нельзя. Все зависит от его родителей. Если родители сами люди верующие, церковные, то у них будет естественное желание, что их ребенок тоже был в Церкви, тоже получал благодать, напитывался ею. Вот, к примеру, представьте, что в вашей квартире случилось что-то с системой отопления, и отапливается только одна комната. Неужели нормальные родители будут сами находиться в теплой комнате, а своих детей оставят в холодной комнате? Или еще другой пример. Только автором его является другой человек. Вот родился у Вас ребенок. Вы ему говорите: «Подрасти, закончи мединститут, узнаешь насколько полезно грудное молоко, тогда мы будем тебя им кормить. А пока, мы не станем проявлять насилия над твоей волей. Ведь даже взрослые не всегда любят молоко….» Подробнее о крещении младенцев можно прочесть здесь http://apologiya.orthodoxy.ru/baptize/pop.htm


Владислав 2011/08/03 23:26 / Ответить

Вы все в невежестве упрекаете, но на вопрос не ответили. Естественно, что я не осознаю таинства крещения, так как крестили меня, когда я был мал и ничего не помню.
Получается, что крещение в младенчестве - это просто приверженность людей ко внешней обрядовости. В крещении главное осознанное принятие христианства, Иисус крестился после 30, мальчиков посвящали в мужчины в период совершеннолетия, они должны были пройти испытания и вытерпеть боль, раньше совершеннолетия испытания нет смысла проводить, так как они не вынесут его. Ранее осознанного возраста крестить тоже бессмысленно, ребенок не принимает сердцем Бога, он просто ничего не понимает.
Выходит, что крестя младенца церковь превращает таинство личное и интимное для каждого человека в формализм, просто для расширения своего влияния, посещаемости приходов.
Давайте покрестим ребенка, а будет он христианином или нет - все равно. По сути крещение в младенчестве лишает человека возможность пройти путь к Богу, пропустить его через себя и не дает возможности осознать смысл таинства крещения.


отец Александр Богдан 2011/08/04 22:38 / Ответить

«Вы все в невежестве упрекаете, но на вопрос не ответили».

Разве не ответил? Тогда могу продублировать. На вопрос: «Стоит ли крестить ребенка в младенчестве, когда он еще не осознает себя и тем более смысл таинства?» однозначно ответить нельзя. Все зависит от его родителей. Если родители сами люди верующие, церковные, то у них будет естественное желание, чтобы их ребенок тоже был в Церкви, тоже получал благодать, напитывался ею….

«Естественно, что я не осознаю таинства крещения, так как крестили меня, когда я был мал и ничего не помню».

Меня тоже крестили в младенчестве, из собственного крещения я ничего не помню. Однако это не мешает мне осознавать смысл, значение и важность этого Таинства. Крещение – это второе рождение, когда человек рождается для новой вечной жизни, он становится членом Церкви. Не просто членом некой организации, а клеточкой богочеловеческого организма, потому что Церковь – это Тело Христово (Еф. 1, 22-23). Как я уже писал, если родители сами люди верующие и церковные, то они захотят, чтобы их ребенок тоже поскорее стал клеточкой мистического Тела Христова.

«Получается, что крещение в младенчестве - это просто приверженность людей ко внешней обрядовости».

Именно так чаще всего происходит в реальности. Например, мои родители, когда решили меня покрестить, сами не осознавали, что такое Таинство Крещения, да и сейчас они этого не осознают, как и большинство наших прихожан. Но патология не является нормой.

«В крещении главное осознанное принятие христианства….»

Аминь. Абсолютно верно.

«….Иисус крестился после 30, мальчиков посвящали в мужчины в период совершеннолетия, они должны были пройти испытания и вытерпеть боль, раньше совершеннолетия испытания нет смысла проводить, так как они не вынесут его».

Я Вам даже большее скажу. В первые века крещение младенцев было довольно редким явлением. В основном все принимали крещение именно в 30 лет, когда считалось, что человек становится более-менее зрелым. Например, святой Василий Великий воспитывался в христианской семье, но крестился только в 30 лет.

Постепенно традиция крестить детей стало все более распространятся. Вот тогда Церковь постановила, что крестить детей можно по вере родителей.

«Ранее осознанного возраста крестить тоже бессмысленно….»

Бессмысленно, если родители неверующие или нецерковные, когда они это делают лишь потому, что бабушка им напомнила. А зачем его крестить у бабушки никто не спрашивает.

«….ребенок не принимает сердцем Бога….»

Чтобы делать такие заявления надо быть большим сердцеведцем. По моим скромным наблюдениям дети как раз таки лучше взрослых принимают своими чистыми сердцами Бога. Ведь даже Христос сказал: «истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Матф.18:3) или вот еще:

«Но Иисус сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» (Матф.19:14). Можете с этим не соглашаться, но детям намного легче принимать Бога своим сердцем. Например, лично я принял Бога еще в детстве, примерно через 10 лет после того, как меня крестили.

«…он просто ничего не понимает».

Аминь. И здесь Вы абсолютно правы. Ребенок ничего не понимает в символике тех действий, которые над ним совершаются во время Крещения. Не понимают их очень часто и взрослые, но последние не понимают, не потому что не могут понять их, а просто не хотят понимать их.

Крещение подразумевает собой не просто опустить ребенка в воду и достать. Крещение – это целое чинопоследование. Перед тем как принять Крещение человек должен отречься от сатаны, должен засвидетельствовать свою веру и т.д. Ребенок не то что ничего не понимает, он может даже спать в самые важные моменты.

Выход из этой ситуации был найден следующий. Был придуман институт крестных или по-другому восприемников. Крестный, беря на себя ответственность за ребенка, отрекается от сатаны, клянется в верности Богу и др. Думаю, излишне будет писать, какое представление о крестных у нашего народа. Например, когда родилась у нас дочь, то мы с женой очень долго перебирали кандидатуры крестных для нашей Анюты. Мы хотели, чтобы они были не просто способными дарить подарки (нас это вообще не волновало), нам хотелось, чтобы крестные были сами воцерковленными, чтобы потом помочь воцерковиться Анюте.

«Выходит, что крестя младенца церковь превращает таинство личное и интимное для каждого человека в формализм….»

Здесь снова Вы правы, только не совсем. Не церковь превращает таинство в формализм, а люди, которые привыкли смотреть на Церковь как на бюро обрядовых или религиозных услуг. Церковь как раз с формализмом пытается бороться. Например, будущие крестные перед Крещением должны придти на собеседование и послушать, что такое Крещение и какие их обязанности.

«….просто для расширения своего влияния….»

А каким образом Церковь влияет, например, лично на Вас? Ведь Вы же были крещены в младенчестве. Вот что конкретно Вы делаете под влиянием Церкви? Под влиянием общественности Вы, может, на Пасху красите яйца, но это наша культура на Вас влияет, а не Церковь Вас заставляет.

«….посещаемости приходов».

Чтобы это было действительно так, то в наших храмах просто не хватало бы место для молящихся. Вот Вы сами разве часто ходите в храм? Я знаю массу примеров, когда крестят детей, потом даже приносят воцерковить (в народе «ввеститсь), но потом в храме эти люди появляются только, когда кто-то из родственников либо умирает, либо жениться, то есть либо на отпевании, либо на венчании. Крещение детей никак не влияет на посещаемость приходов.

«Давайте покрестим ребенка, а будет он христианином или нет - все равно».

Именно так рассуждают в большинстве родители, которые приносят своих детей в храм, чтобы покрестить. Я уже писал, что Церковь как раз с этим пытается бороться.

«По сути крещение в младенчестве лишает человека возможность пройти путь к Богу, пропустить его через себя…»

Владислав, если лично Вы не прошли путь к Богу, то не нужно винить в этом устоявшуюся в Церкви практику крещения детей. Как я уже писал выше, лично мне крещение в младенчестве не помешало пройти путь к Богу , пропустить Его через себя. Тем более, что я не один такой. Есть множество примеров, когда люди, будучи крещены в младенчестве, становились верующими намного позже. В семинарии таких людей со мной училось просто уйма.

«…и не дает возможности осознать смысл таинства крещения».

Опять же утверждение не понятно на чем основанное. Вот я осознал смысл Таинства Крещения, я радуюсь, что я член Церкви. Не думаю, что я какой-то особенный и чем-то сильно отличаюсь от Вас. Просто у меня было желание осознать смысл Таинства Крещения. У нас в семинарии на дверях редакции нашего студенческого журнала «Ступени» висела вывеска: «Кто хочет, ищет способы, а кто не хочет, ищет причины».


Ирина 2012/12/03 03:25 / Ответить

Будьте любезны, подскажите какое дать имя при крещении девочке Алисе, рожденной 7 сентября 2012 года? Спасибо!


отец Александр Богдан 2012/12/04 18:30 / Ответить

Вариантов может быть несколько: можно покрестить с именем Алиса (только не каждый священник согласится на это), можно выбрать созвучное, например, Алевтина, можно выбрать по календарю, т.е. имя святой, память которой празднуется в день рождения или в день крещения.


Татьяна 2015/02/15 13:48 / Ответить

Вообще крестить новорожденного человека надо потому, чтобы у него был свой ангел-хранитель, чтобы оберегал от зла. Например, поговорим о Викторе Цое. Известно, что он не был крещёным, поэтому у него не было ангела-хранителя, который спас бы его от аварии. Так что думать надо об этом в-первую очередь.


Анонимный пользователь 2017/09/30 19:21 / Ответить

Добрый вечер.я хочу покрестить дочь ,она родилась 22апреля и сына рожденного 19июня.какие имена можно им дать


отец Александр Богдан 2017/10/01 15:21 / Ответить

Добрый вечер.я хочу покрестить дочь ,она родилась 22апреля и сына рожденного 19июня.какие имена можно им дать

Дать имена своим детям Вы можете, какие захотите. Только все должно быть в пределах разумного, конечно. Я надеюсь, что не станете Вы называть сына, например, Сатаной. Другой вопрос, с какими именами их крестить. В статье говорится о разных вариациях, когда не совпадает имя с имеющимися в православном календаре.


отец Александр Богдан 2017/10/01 15:25 / Ответить

Вообще крестить новорожденного человека надо потому, чтобы у него был свой ангел-хранитель, чтобы оберегал от зла. Например, поговорим о Викторе Цое. Известно, что он не был крещёным, поэтому у него не было ангела-хранителя, который спас бы его от аварии. Так что думать надо об этом в-первую очередь.


Татьяна, скажите, а разве в автокатострофах погибают только некрещеные? Ангел-хранитель - это слуга Божий, который нас хранит. По-другому можно сказать, что нас охраняет Сам Бог. Неужели Вы думаете, что Бог не охраняет некрещеных? Разве может вселюбящий Бог кого-то оставить без Своей заботы?

Если крестить только ради ангела-хранителя, то тогда это одна из разновидностей язычества. Мы крестим детей, чтобы приобщить их к Церкви как к Телу Христову. http://alexandros-86.livejournal.com/151597.html


Комментарии от авторизованных пользователей видны всем пользователям сразу, анонимные только после модерации!

Войдите Или зарегистрируйтесь

Добавить комментарий

Последение комментарии

У межах трангранічнага супрацоўніцтва «Польшча-Беларусь-Україна» у Шчучыне будзе рэканструяваны стадыён

Заявки принимаются раз в 6 лет. В следующей пятилетке будем с набитой рукой.


У межах трангранічнага супрацоўніцтва «Польшча-Беларусь-Україна» у Шчучыне будзе рэканструяваны стадыён

А эффект от заявок есть? Нету. А щучинцы явно набили руку и знают как это сделать и победить. Так...


У межах трангранічнага супрацоўніцтва «Польшча-Беларусь-Україна» у Шчучыне будзе рэканструяваны стадыён

"... Кстати заявки от Волковысского района были не только от райисполкома, но и от частных лиц. Инте...


У межах трангранічнага супрацоўніцтва «Польшча-Беларусь-Україна» у Шчучыне будзе рэканструяваны стадыён

Возможно, Вы правы.Но отсутствие гласности в работе органов исполнительной власти именно в этом на...


У межах трангранічнага супрацоўніцтва «Польшча-Беларусь-Україна» у Шчучыне будзе рэканструяваны стадыён

Смех у роце. Вынікаў працы чыноўнікаў няма. А ў суседзяў - ёсць..... Цэлых два. І абодва станоўчыя...


У межах трангранічнага супрацоўніцтва «Польшча-Беларусь-Україна» у Шчучыне будзе рэканструяваны стадыён

Какие Вы наивные. Все у нас умеют и могут. Именно при нынешнем мэре было инициировано участие в конк...