Без малого месяц президентская администрация живет без руководителя.

29 марта Лукашенко освободил прежнего руководителя администрации Игоря Сергиенко «в связи с переходом на выборную должность». За неделю до того Игоря Сергиенко единогласно «выбрали» председателем палаты представителей.

Впрочем, из 110 музыкантов, которые играют как умеют, зато преданно, выбрать дирижера не сложно. По каким-то своим мотивам Лукашенко предпочел обезглавить свою администрацию, но сослать экс-главу АП в палату представителей.

Между тем, 22 апреля Лукашенко принял 16 кадровых решений. Беларуский правитель проводит кадровые рокировки с завидным постоянством: только в апреле это уже второй пакет кадровых перестановок.

Так почему же Лукашенко уволил (пересадил в теплое кресло руководителя ПП) Ивана Сергиенко? Почему Лукашенко тянет почти месяц с назначением нового главы своей администрации? Хотя, судя по всему, недостатка в лояльных кадрах (в погонах и без них) нет. Какая роль ему (или ей) уготована в иерархии вертикали? И кто может занять эту должность?

Поговорили с координатором беларуской экспертной сети «Наше мнение» Вадимом Можейко.

— Увольнение Сергиенко — почетная, но отставка с понижением, потому что палата представителей — место, которое дает определенный статус и деньги, чтобы не голодать. Но там нет никакой власти, тем более по сравнению с должностью главы президентской администрации, где сосредоточена аппаратная власть. Для Сергиенко перевод в палату представителей, конечно, понижение, — отмечает Вадим Можейко.

О причинах отставки с понижением аналитик не взялся рассуждать.

Как бы там ни было, кресло главы лукашенковской администрации пустует, и пустует достаточно длительное время. В условиях фактического старта президентской кампании Лукашенко это выглядит странно.

— Вопрос в том, кого назначить на место главы президентской администрации. Понятно, что желающих посидеть на таком высоком кресле хоть отбавляй. Но вопрос в том, чтобы сделать хорошо не только назначенцу, Лукашенко хочет, чтобы и ему было хорошо. И здесь, наверное, вырисовывается главная идеологическая дилемма: назначить человека в погонах или без погон? — отмечает Вадим Можейко.

Последние четыре года на многие ключевые (и не только) государственные посты назначаются силовики — таким образом Лукашенко пытается поставить страну под тотальный контроль.

— Мы и так наблюдаем серьезное усиление силовиков в последние годы. А диктаторы всегда стремятся следить за балансами внутри системы, за усилением разных групп, спецслужб, пытаются их разделять и не позволяют слишком усилиться. Диктаторы, которым не удается создать систему сдержек и противовесов, сменяются какой-нибудь военной хунтой. Лукашенко в этом плане пока достаточно благополучно балансирует, не позволяя чрезмерно усилиться одной из групп влияния. Я так понимаю, проблема в том, что и беларуские силовики, и союзники официального Минска хотели бы видеть на должности главы лукашенковской администрации силовика, желательно закончившего российское высшее командное училище, — отмечает Вадим Можейко.

Проблема в том, что силовиков стало слишком много: и в министерствах, и на предприятиях, и в театрах, и даже в цирках. Силовики лояльность могут обеспечить, как минимум — видимую, вот только как добиться желаемого результата?

— Для Лукашенко это не лучший вариант. Хотелось бы найти гражданского и компетентного, и при этом лояльного кандидата, обладающего необходимым аппаратным весом, при этом не оголяя другие участки системы. Как я понимаю, существует список возможных претендентов, и на данный момент в шорт-листе присутствуют и гражданские лица, и в погонах. Поэтому выбор предстоит непростой: нужно никого не обидеть и получить эффективный результат. Поэтому Лукашенко пока не справился с выбором главы своей администрации.

В нормальной ситуации президентская администрация должна быть организационно-административным органом, секретариатом. Но в диктаторских режимах технические службы (глава офиса президента или глава службы охраны) получают сильное влияние.

— В беларуском случае должность главы администрации президента посильнее, скажем прямо, чем премьер-министр, по сути дела — второй человек в государстве. Теперь второго человека в государстве во многом будет уравновешивать и президиум Всебеларуского народного собрания. И уже уравновешивает Кочанова, которая вроде как ушла в совет республики, но (и Лукашенко говорил об этом публично) она продолжала немножечко руководителем администрации президента. Как мы видим, многое привязано к личности, а не к должности. Процесс непростой, Лукашенко выбирает. На затягивание процесса может влиять миллион личных факторов, о которых мы просто не знаем, — резюмировал Вадим Можейко.

BGmedia