«Вся политика Запада на беларуском направлении — это цепочка реакций на разные вызовы, которые режим Лукашенко генерирует последние 30 лет. Такой подход не подразумевает долгосрочного планирования и едва ли позволяет рассчитывать на успех», — считает политический аналитик Артем Шрайбман.

В большой статье, опубликованной на сайте Фонда Карнеги за Международный мир, эксперт перечисляет пять вещей, которые может сделать Запад, чтобы сдвинуть ситуацию в отношениях с Беларусью с мертвой точки, а также чтобы способствовать демократизации страны и ее выходу из-под доминирования России.

Первым делом Шрайбман призывает к реалистичности: беларуский кризис не решить в обозримой перспективе только западными усилиями. Приблизить Беларусь к желаемому состоянию можно, но это требует качественного усиления военной помощи Украине и экономического удушения России.

Что же касается собственно взаимодействия Запада с Беларусью, то рекомендации Шрайбмана такие:

Поддерживать продемократический сегмент общества, который проявил свой потенциал в 2020 году.

«Для этого нужно поощрять связи этих людей с демократическим миром, а не помогать режимам в Минске и Москве изолировать их от Запада. Кроме прочего, важно сохранить инфраструктуру беларуских медиа в изгнании — единственного источника свободной информации о Беларуси для мира и самих белорусов».

Сделать санкции гибким инструментом. Это подразумевает как ужесточение санкций, чтобы не допускать их легкого обхода, так и их оперативное ослабление, если власть в Минске будет готова к более серьезным уступкам для восстановления отношений с Западом.

«Для этого уже сейчас стоит подготовить дорожную карту с изложением поэтапных взаимных шагов по выходу из кризиса в отношениях. А затем донести это видение до Минска. Когда беларуская власть начнет делать описанные в дорожной карте шаги, Запад в первую очередь может предлагать встречные уступки по тем санкциям, снятие которых будет способствовать автономизации беларуской экономики от российской».

Сохранять каналы коммуникации с Минском, включая дипломатическое присутствие в Беларуси.

«По опыту последних лет периодические контакты для решения практических задач (вроде освобождения политзаключенных) не означают международной легитимизации режима Александра Лукашенко и не мешают Западу сохранять жесткую позицию».

Важно, чтобы беларуская власть не считала западный вектор навсегда закрытым. Устойчивая коммуникация позволяет напоминать ей, что в отношениях с Западом возможен альтернативный путь — диалога и деэскалации.

Уже сейчас регулярно требовать от России вывести тактическое ядерное оружие из Беларуси, что снизит риски для всего региона и повысит способность Минска к более свободному внешнеполитическому маневру.

Чтобы не допустить полного исчезновения беларуской темы из повестки на Западе — приложить усилия к институализации этого вопроса.

«Один из таких шагов — назначение спецпредставителей по Беларуси, чтобы координировать общую политику Запада по этому вопросу и по мере возможности удерживать его на повестке дня».

«Европейские бюрократы пытаются действовать в этом направлении»

Рекомендации Шрайбмана вызвали разные реакции в том самом продемократическом сегменте общества: некоторые считают их призывом «перевернуть страницу» и сливом протеста. Советник Тихановской Франак Вячорка увидел в них определенную долю популизма.

Политолог Роза Турарбекова в свою очередь считает, что эти рекомендации по меньшей мере заслуживают внимания. Проблема скорее в том, что некоторые выглядят сложно для реализации. Но на сегодняшний день действительно есть кризис идей, тупик в том, как вести себя в отношении Лукашенко и Беларуси.

«В отличие от Франака Вячорки или, например, от Павла Латушко я все еще продолжаю внутри чувствовать себя академиком, которому интересны разные точки зрения. Из этого же складывается академическая дискуссия. Я понимаю, что в политике не очень это понятно. Но мне даже с чисто аналитической точки зрения было интересно почитать его, а некоторые идеи я считаю достаточно свежими, интересными».

Турарбекова отмечает, что Шрайбман ужесточил свою позицию относительно санкций: чтобы сделать их более действенными, нужно «позатыкать дырки», то есть довести санкции до логического конца.

«Мне кажется, сама эта идея уже воспринята европейскими политиками и бюрократами. Они пытаются действовать в этом направлении, но просто сама схема управления внутри Европейского союза очень сложная и тяжелая».

BGmedia