В постсоветское время сложилась достаточно напряженная ситуация с обновлением парка грузоподъемных механизмов. В 90-е года из-за нехватки денежных средств предприятий была прекращена закупка новых талей, мостовых кранов и так далее. В первую очередь это связанно с большими капитальными затратами. Однако из-за ограниченного срока службы большинства кранового оборудования, вопрос замены и модернизации ГПМ в начале нулевых встал достаточно остро. Однако этот вопрос загладился начавшимся промышленным ростом. В настоящее время наиболее распространены на предприятиях нашей страны, козловые краны, мостовые краны и различные специальные перегружатели. Козловые краны в России применяются на открытых площадках, и используют для погрузочно-разгрузочных работ, для разгрузки контейнеров и других типов груза. Так же они предназначены для разгрузки и транспортировки разных  и навалочных грузов (в том числсле негабаритных), таких как изделия из бетона, металла, а так же лесоматериалы и сыпучие грузы. Мостовые краны наиболее распространены в производственных сооружениях и различных складских комплексах. Они используются, как и для погрузочно-разгрузочных работ, так и для обеспечения различных технологических процессов в разных отраслях промышленности. Сфера  применения мостовых кранов в том числе включает работу с сыпучими грузами на горно-обогатительных комбинатах, загрузку домменых печей и транспортировку ковшей с расплавленными металлами.  Наиболее распространнеы краны мостовые двухбалочные Специальные мостовые краны — перегружатели, это узкоспециализированные краны существуют угольные перегружатели или контейнерные перегружатели, они имеют узкоспециальизировааное захватное устройства, что обеспечивает быструю погрузку разгрузу соотвествующего продукта - угля, контейнеров, металлов. электрические, они могут быть с кабиной оператора, так и управляемые с полу или с радиоуправлением. Так же механизм подъема может быть оборудован частотным регулированием, чуто существенно облечает управление краном.