Сегодня очень редко можно встретить молодых людей, которые читают Евангелие или другую духовную литературу. Порой слышишь: «Да современная молодежь вообще НИЧЕГО не читает!» Грустно, но факт. Конечно, бывают исключения, как и везде. Однако почему в наше время молодые люди не читают, я попытался выяснить.

Для начала давайте пообщаемся с филологом из общеобразовательной школы, так как  большинство из нас научились читать именно там. И вот какая там ситуация на уроках русской литературы:

 -Елена Брониславовна, скажите, заметно ли что современная молодежь стала меньше читать?

 -Да, это заметно. Думаю, что это связано с определенными условиями жизни. Раньше не было столько источников информации как теперь. Сейчас существует огромное количество программ, телепередач, и молодежь думает, что это все может заменить им чтение. Теперь даже по школьной программе очень мало читают.

 -А как отвечают, как пишут сочинения?

 -Некоторые читают только критический материал, не знакомясь с текстом, а есть и такие, кто просто умудряется не придти на урок, когда зачет. Сочинения сдают очень слабенькие. Хотя, казалось бы, теперь есть Интернет, но даже там они не могут найти ничего достойного.

Что ж, может все-таки в гимназии ученики больше читают? Однако и там ситуация не самая лучшая. Вот что рассказал Марина Степановна преподаватель русской литературы:

Многие рассуждают так: «А зачем мне читать и напрягаться, если я могу купить краткое изложение?» Однажды ко мне на урок принесли такое вот изложение «Войны и мира». Так там даже близко Толстого нет. Я говорю: «Вы лучше прочитайте одну главу из четырех томов или страницу, но именно Толстого». Вот это одна из причин, что теперь легко доступны сокращенные варианты.

Вторая причина – это фильмы. А для многих посмотреть фильм лучше, потому что не хватает часов. Учитель, уже не проблему стремится поднять, а главное ударение делает, чтобы ученики знали содержание.

Не просто оказывается педагогам заставить своих учеников читать. Может все дело в профессиональной подготовке? Чтобы это выяснить, отправимся в «кузницу кадров для учителей» в педагогический колледж, где тамошний филолог поделилась с нами своими мыслями.

 Легче всего сказать, что молодежь не читает. Но здесь я вижу причину не только в наших преподавателях, я считаю, что все исходит из семьи. Если ребенку в семье читали книги, он будет интересоваться книгой. Привыкли все школу, колледжи, институты винить, а я все время говорю своим студентам: «Научить я вас не могу, научиться вы сможете. То есть,  если вы захотите, то все что я вам преподношу, вы будете все это впитывать, если вы не захотите, естественно, оно пройдет транзитом мимо или через ваши уши».  

Наша задача как преподавателей не допускать тех ошибок, которые были сделаны в семье. Мы нужны не только для того чтобы проверять, что они прочитали, но и заинтересовывать их, чтобы читали.

Какая обстановка в учебных заведениях вроде выяснили. А как обстоят дела в библиотеках? В типичной городской библиотеке очереди нет, поэтому библиотекарь с удовольствием согласилась дать интервью.

 — Что Вы можете сказать о современной молодежи? Много ли она сейчас читает?

 -Молодежь читает очень мало. Сейчас у них компьютер, Интернет.

 -А как, по вашему мнению, можно решить эту проблему? Убрать компьютеры?

 -Больше связи с библиотекой должно быть. Больше задавать такого материала, чтобы ученики пошли сюда.

 -Опять же надежда на школу?

 -Да. Все оттуда.

 -А как вам кажется, может это еще и от родителей зависит?

 -И от них тоже. Некоторые дети ходят с родителями. Мама и папа приводят своих детей. Есть у нас и семьи, которые читают.

Вообще надо, чтобы было побольше книг, а новых нам не привозят. Финансирования нет. Последний год мы вообще ничего практически не получали. Вот люди приходят иногда и просят какого-нибудь современного автора. В магазинах эти книги есть, а у нас нет.

 — Я был сегодня в двух книжных магазинах. Они говорят, молодых покупателей у них совсем не убавилось.

— Молодежь новинками интересуется. А нам новинки не поступают. Вот если бы государство больше внимания уделяло библиотекам, то было бы и у нас больше молодежи. В книжных магазинах прибыли, а у нас убыли.

Вот так вот грустно и печально обстоят дела в современной библиотеке. Однако среди современной молодежи встречаются и очень начитанные люди. С одним таким молодым человеком я решил побеседовать.

 -Дима, когда с тобой общаешься, то сразу возникает ощущение, что ты очень начитанный. А вот ты сам про других людей замечал такое?

-Да, конечно. У таких людей словарный запас побольше, правильно построены предложения. Ведь в двадцать первом веке самый основной бизнес – это умение говорить.

 -А что тебя стимулирует много читать?

-Тяга к знаниям. У меня есть конкретные цели и планы в жизни. Я читаю литературу, которая помогает мне реализовывать задуманное. Я читаю книги по экономике, психологии, иногда что-то читаю из киберпанка, где рассматриваются проблемы современной молодежи, мне это интересно.

-Молодежь часто ссылается на то, что нет времени книги читать. Ты с этим можешь согласиться?

-А у меня нет времени телевизор смотреть. Я допустим сейчас освайваю стререочтение. По другому это еще называется “Техника быстрого чтения”. Ленин же читал, медленно перелистывая страницы, почему я так не могу?

 Как сказали нам в гимназии, одна из причин, по которой молодежь не хочет читать – это огромный выбор фильмов. “Зачем читать то или иное произведение, если можно посмотреть экранизацию?” – думают многие молодые люди. Только вот ученик 11-го класса с этим не согласен:

 -Женя ты читал “Хроники Нарнии” уже после того как посмотрел экранизацию. Интересно ли было тебе читать само произведение?

-Мне было очень интересно, потому что хотелось узнать, как воспринимает содержимое книги режиссер и решил сравнить с собственным восприятием.  На личном опыте убедился, что книга и фильм – это две большие разницы. В фильме многое пропущено и это естественно. Ведь в два часа не сможешь вместить содержимое всей книги. В любом случае книга лучше, потому что в ней есть очень много интересных моментво, которых нет в фильме.

 -Сначала ты посмотрел фильм “Хроники Нарнии” и прочел все части книги. Следующую экранизацию ты видел уже после прочтения произведения. Как интереснее: сразу фильм, а потом книга или наоборот?

-Все-таки интереснее сначала прочитать, а потом уже посмотреть. Экранизация это уже как дополнение к прочитанному, это идет как бонус.

 -А от самого чтения ты получаешь удовольствие?

-Да, во время чтения я просто отдыхаю. Сейчас читаю довольно мало, потому что надо готовиться к поступлению, но все равно стараюсь выкраивать хотя бы полчаса для чтения.

Что же можно сказать вам, молодые люди? Читайте не только одни sms и сообщения «Вконтакте», но и серьезную литературу. Вреда вам от этого точно не будет. Когда у вас будут свои дети, не ограничивайте их только просмотром мультиков, почитайте им лучше сказки.

Взрослым же можно напомнить, что ни к чему винить «плохие» школы, учителей и библиотеки. Личный пример действует в разы лучше всяких слов и уговоров. Не зависайте сами у телевизора, держите хотя бы иногда в руках книгу. Если вы будете не только постоянно читать Евангелие, но и стараться жить по нему, то очень велика вероятность, что ваши дети вырастут верующими людьми.

P.S.

У митрополита Антония Сурожского в жизни произошел один интересный случай. К нему  в кабинет (владыка был врачом, прежде чем стать священником) пришла дочь его покойного друга, девочка лет пятнадцати, и увидела, что рядом с медицинскими принадлежностями у него на столе лежит Евангелие. Со всей самоуверенностью юности она сказала: ”Не понимаю, как может вроде образованный человек верить в такую чепуху”. Он тогда спросил у нее: “А ты читала?” Она ответила: “Нет”. – “Так вот помни: только очень глупые люди судят о вещах, которых не знают”. После этого та девушка прочла Евангелие, и оно настолько покорило ее, что она стала верующей.