Пасха!!! Светлое Христово Воскресение!!! Мы празднуем победу над смертью. Апостол Павел в своем послании к коринфянам пишет: «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1Кор.15:14) Выходит, что воскресение – это основа христианства. Только вот зачем Христу понадобилось воскресать? Именно об этом данная статья.

После того, как наши прародители Адам и Ева были изгнаны из Рая, человек сам себя удалил от Бога, от источника жизни и стал смертным. Однако Бог не оставил людей без Своего попечения и послал в мир к людям Спасителя Господа нашего Иисуса Христа. В Евангелии от Иоанна  мы читаем: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3, 14-15). То есть Христос пришел в наш грешный мир, чтобы принести Себя в жертву за все человечество и своим воскресением разрушить самое страшное последствие греха – смерть.

Для большей ясности можно привести пример с игрой в шахматы. Человек затеял игру с дьяволом и доигрался до того, что сатане оставалось поставить мат в несколько ходов. Богу ничего бы не стоило смести все фигуры с доски и начать новую партию. Однако по Своей великой любви Он не сделал этого. Господь не просто Сам сел на место игрока, чтобы исправить положение, а стал на игровую доску, причем не в образе самой сильной фигуры ферзя или, например, ладьи. Бог, как пишет апостол Павел в своем послании к Филимону, «умалил себя, приняв образ раба» (Фил.2:7), то есть смиренно стал пешкой, самой безобидной и беззащитной фигурой, которой никогда не жалко пожертвовать. В шахматах есть одно правило, когда пешка доходит до 8-й (последней) линии доски, тогда можно заменить эту фигуру на любую другую, например, на того же ферзя. Образно выражаясь, Иисус Христос будучи пешкой, дошел до конца, и в игру вступила именно та Фигура, наличие Которой было необходимо для победы над дьяволом.

Бог стал одним из людей, чтобы, пройдя путь земной жизни, пожертвовав Собой на кресте, и Своим воскресением исцелить человеческую природу от болезни смерти. После мучительного распятия на кресте душа Христа, как и души всех людей до воскресения, отправилась в ад… Что же было дальше?…

Здесь приведем другой пример. Когда мы проглатываем что-нибудь, с чем наша пищеварительная система не справляется, то через рвотный рефлекс наружу выходит все содержимое желудка. Так и ад не смог вместить в себе Самого Бога, поэтому он изверг Его, и вместе со Христом из ада вышли все праведники, а также те, кто находясь в преисподней, откликнулся на зов Божий.

Апостол Павел в своем послании к Римлянам пишет: «чрез одного человека грех вошел в мир, и чрез грех вошла смерть, и тем самым во всех людей перешла смерть» (Рим.5:12). Получается, что как через Адама в мир пришел грех и смерть, так и через одного богочеловека мы можем приобщиться к воскресению или, другими словами, к исцелению от смерти. Именно поэтому святые отцы называют Христа «новым Адамом».

Если смерть уже побеждена, то почему тогда люди до сих пор умирают? Наверное, многие задали, себе этот вопрос. Дело в том, что мы верим, что с наступлением физической смерти бытие человека не заканчивается. Бессмертная душа теперь уже не отправляется прямиком в ад. После воскресения она имеет возможность оказаться в Царстве Божьем, в доме Отца своего Небесного или, одним словом, в Раю. Также нам открыто, что, когда Христос придет второй раз на землю, все души соединятся со своими телами, и произойдет всеобщее воскресение. После Страшного Суда определится окончательная участь каждого из нас. И «тогда, — как мы читаем в Евангелии от Матфея, — праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их» (Мф.13:43)

Для того, чтобы не оказаться за пределами Рая, нам нужно устремиться туда уже в этой земной жизни. Мы не зря приводили аналогию с шахматами и с тем, что пешка должна дойти до конца. Православная Церковь учит, что недостаточно просто поверить в Христа, нужно еще последовать за Ним. В Евангелии от Иоанна мы читаем слова Спасителя: «Я — путь и истина и жизнь» (Ин.14:6). Ведь, как известно, знать путь и пройти путь – не одно и то же. Именно следуя за Христом, с помощью Его Церкви, а Церковь, –  как пишет ап. Павел, в своем послании к ефесянам – это не что иное как «тело Христово» (Еф.1:22-23), другими словами, Церковь – это и есть Сам Христос, т.е с помощью Христа и Его Церкви мы можем унаследовать вечную жизнь в радости, любви и счастье, потому что жить будем с Богом.

Само слово «пасха» переводится с еврейского как «прохождение мимо». Мы празднуем то, что мимо нас проходит смерть. С таким же смыслом праздновали Пасху и в Ветхом Завете, то есть до Христа. Когда евреи находились в египетском рабстве, пророк Моисей уговаривал фараона отпустить богоизбранный народ, но никто не хотел расставаться с дешевой рабочей силой. Тогда на Египет были наведены 10 казней, то есть великие бедствия. Вода в реках, озерах и колодцах превращалась в кровь; град и саранча истребляли растительность; наступила трехдневная тьма по всему Египту и др. Последняя казнь была самой страшной, только после нее фараон пошел на уступки. В одну ночь ангел смерти прошел по Египту и умертвил всех первенцев в каждой семье, миновав только еврейские дома. Однако, те первенцы, которые были спасены в ту ночь, все равно не избежали страшного последствия греха, в дальнейшем они все умерли. Празднуя же новозаветную Пасху, мы радуемся тому, что мимо нас проходит вечная смерть.

От лица всей Православной Церкви поздравляю наших читателей с наступающим праздником светлого Христово Воскресения, с Пасхой Господней! Желаю каждому из нас приобщиться Воскресению Христа и не оказаться за пределами Рая.