Наталья Черкес описала в Вечернем Гродно все прелести жизни контрабандистов.

Для 27-летней Маши дополнительные заработки в Польше стали образом жизни. Девушка имеет высшее образование и интеллектуальную работу, но на зарплату не может прокормить себя и 5-летнюю дочь. Кто становится контрабандистом и легко ли заработать приграничными поездками, выясняла журналистка «Вечёрки». Маша заехала за мной ранним субботним утром. Оказалось, что моя новая приятельница тратит выходные не на отдых после рабочей недели, а на приработок. Оставляет дочь бабушке, берет отцовский автомобиль и отправляется в направлении белорусско-польского пограничного пункта «Брузги».

Сигареты в целлофане
По пути мы заезжаем в лесной массив. Маша достает из пакета 12 блоков тонких сигарет «Минск», которые надо спрятать. На территорию Польши официально можно провозить только две пачки сигарет. Получается, что девушке надо незаметно переправить оставшиеся 118 пачек. Процесс называется «паковать машину»: в автомобиле Марии есть секретные места, где «исчезают» контрабандные сигареты, обязательно завернутые в черные целлофановые пакеты. Через такую упаковку аппарат, с которым польские таможенники осматривают машины, не реагирует на фольгу и акцизы. «Чем больше слой целлофана, тем больше вероятность, что спецоборудование не обнаружит сигареты», — поясняет Маша.
Цвет тоже подобран не случайно: он помогает контрабанде слиться с фоном автомобильной обшивки. После того как авто полностью «упаковано», у Маши остается 20 пачек сигарет — их надо спрятать на себе. «Для удобства можно надеть корсет или бандаж, которые зафиксируют пачки под верхней одеждой, остальные можно заложить под джинсы», — говорит девушка.
Когда с контрабандными сигаретами закончено, мы выезжаем на трассу. Но по дороге должны заехать еще в одно место — на заправочную станцию.
— В баке моей машины помещается 80 литров дизельного топлива, их можно слить (продать. — Прим. авт.). Еще с собой беру канистру, в которую заливаю положенные 10 литров, — это чтобы залить в пустой бак на обратную дорогу из Польши, — рассказывает мне Маша.
Оказывается, заработок от продажи топлива небольшой — чистыми выходит около 400 тысяч рублей. Зато он покрывает транспортные расходы и стоимость страховки на машину.
На заправке рядом с деревней Брузги небольшое количество машин. Моя спутница заправляет автомобиль неспешно, время от времени раскачивая машину, чтобы топливо «утрамбовалось». Такие же манипуляции совершают люди, стоящие рядом с топливными резервуарами — женщина на авто с белорусскими номерами и молодой водитель польского автомобиля.
— Заработать деньги на топливе могут те, у кого вместительный бак, — владельцы «Ауди 80» (100 литров солярки), «Фольксвагенов Пассатов B6» (105 литров) или «Ситроенов XM» (120 литров), — рассуждает моя приятельница.

О тратах и отдыхе на море
В конце очереди на границе мы оказывается к 10 утра. Перед нами — вереница машин, растянувшаяся более чем на полкилометра.
— К вечеру должны быть на польской стороне, — делится со мной Маша. — По будним дням иногда и вовсе никого нет, но случается это крайне редко. А еще надо учитывать, что водители впереди нас «держат место» для своих друзей и пропустят их, как только те подъедут.
В утомительном ожидании время убиваем разговором «за жизнь». Маша рассказывает о любви и разочаровании, о мечтах. А мечты у девушки — купить свою машину, чтобы не брать транспорт у отца, и отвезти дочь на море в этом году:
— Заработанные деньги откладываю на летний отдых: дочь часто болеет. Мы перестали ограничивать себя в еде благодаря этим поездкам: в Польше дешевле колбаса, конфеты и рыба. Часто до следующей зарплаты денег не хватало и приходилось просить у родителей даже на талончики.
…На часах около восьми вечера, а мы еще в очереди.
— Говорят, приехали «черные»… — заводит с нами разговор мужчина лет 40. — Представьте, в прошлом году выездил все поездки, и на последней они меня словили, заплатил штраф 1 200 злотых (около 3 600 000 рублей).
Оказалось, что «черные» — это сотрудники польской налоговой службы, названные так из-за кепок черного цвета, которые входят в их униформу. Новость явно огорчила Машу: «Эти специалисты досматривают машины тщательно и каждую третью отправляют «на яму». В ангаре подозрительные машины полностью развинчивают, а потом, если находят контрабанду, — мало того что штраф платишь, еще надо как-то самостоятельно собрать авто», — рассказывает Маша.

Дорога на хутор
Около 10 вечера мы проходим белорусскую пограничную службу и вскоре оказываемся у окошка польских пограничников. Во время таможенного досмотра парень в черной кепке действительно долго осматривает машину. Но на этот раз Маше везет.
Затем мы оказываемся в Кузнице на знаменитом среди гродненцев «Поле чудес» — месте недалеко от железнодорожного вокзала, где предприниматели или их доверенные лица раздают на провоз новые вещи, чтобы не платить ввозную пошлину. Раздача закончилась, но поле не пустует. Здесь можно сдать сигареты и найти желающих купить солярку.
«Минск» уходит по 3,8 злотого (около 11 тысяч рублей). Затем мы отправляемся на хутор вблизи Кузницы. Наш новый знакомый, Кристофер, готов купить топливо по 3,8 злотого за литр. Он указывает нам дорогу на своем авто — приходится ехать в темноте по деревням и безлюдным дорогам. Интересуюсь у Маши, не опасается ли она таких поездок.
— Страшно, особенно за машину, вдруг угонят. Но другого выхода нет, — отвечает спутница.
…Посещение приграничных магазинчиков и 6-часовая очередь на границе по дороге домой — Маша сутки за рулем. «Я уже привыкла к такому графику», — поделилась Маша. Она отправится в очередную поездку через восемь дней. Ведь деньги на отдых пока не собраны.

Справка «ВГ» 
Сколько Маша заработала контрабандой?

Чистые доходы: 400 тысяч рублей от солярки, 80 литров (покупка в Беларуси — 500 тысяч рублей, продажа в Польше — 900 тысяч рублей); 1 миллион от сигарет, 12 блоков (покупка в Беларуси — 360 тысяч рублей, продажа в Польше — 1 360 000 рублей).

Расходы: страховка — 200 тысяч рублей на поездку (стоимость страховки на месяц — 640 тысяч рублей, по новым правилам Маша может посетить РП не более трех раз в месяц).

Итого заработок: 
1 200 000 рублей за 1 поездку.