Многие из нас слишком дорожат своей работой, поэтому позволяют кричать на себя, выполняют всю внеурочную работу совершенно бесплатно и делают то, что не входит в их обязанности. Об этом сообщила психолог Екатерина Мельникова.

«Главной причиной такого поведения является наш страх дать отпор. Особенно трудно нам решиться заявить о своих границах на работе. Ведь ставки тут высоки. Мы боимся оказаться неудобными работниками, помешать своему карьерному росту, упустить премию или даже потерять работу. А кому-то еще и лестно чувствовать себя незаменимым, нужным. Поэтому мы постоянно идем на уступки, закрываем глаза на эти болезненные вторжения… а в итоге истощаем свои ресурсы и начинаем поневоле хуже работать», - отмечает эксперт.

По словам Е. Мельниковой, чтобы защищать свою собственность, надо понять, чем мы владеем, четко уяснить свои границы сначала для себя: что для меня самое важное в отношениях и, наоборот, что меня ранит, раздражает, лишает психологического комфорта? В чем я готов быть гибким, а где ни за что не отступлю? Список не должен быть длинным, нужно выбирать лишь то, что для вас принципиально.

«Нужно четко заявить начальнику или коллегам, что нас не устраивает и какого отношения к себе, вы больше не допустите. Более того, нужно последовательно придерживаться этой линии и ни в коем случае от нее не отступать», - рассказывает психолог.

Е. Мельникова также подчеркивает, что многим кажется, что выражать свое несогласие, переходя на повышенные тона или даже на крик, – значит отстаивать свои границы. На самом деле такое поведение – та же агрессия: переходя в атаку, мы сами нарушаем границы собеседника. По этой же причине неуместно давать ему советы: это тоже вторжение на его территорию.

Другая неудачная тактика – выступать в роли просителя. Если мы боимся, ощущаем себя жертвой, разговор лучше даже не начинать. Наша попытка обречена. Страх прекрасно считывается окружающими, и наш начальник не исключение.

Шанс на успех есть, если мы приходим к руководителю не как агрессор и не как жертва, а как сотрудник, то есть человек, готовый к сотрудничеству. Мы не высказываем свои претензии, а ищем пути улучшить качество работы. Принцип здесь такой: когда мы говорим другим «да», то не говорим «нет» себе.

«И запомните, вы делаете свое дело, а люди вокруг вас свое, поэтому никто не имеет право лезть в ваши дела, если вы не делаете того же самого», - резюмирует эксперт.