Знакомая всем ситуация: на светофоре стоит толпа. Если кто-то один пойдет через дорогу первым, то все люди идут следом за ним, даже не смотря на то, загорелся ли зеленый свет. Такая реакция наблюдается на любых массовых сборищах. Если собралась толпа и есть лидер, который проявляет себя ярко и неординарно, то все люди будут ему вторить и повторять за ним. Так проявляется зеркальная нейронная реакция.

Обусловлено это тем, что нейроны мозга воспринимают, как действие не только само действие, на и наблюдение за этим действием. Яркий пример — зевота. Если ты видишь, как кто-то зевает, ты тоже зевнешь. Или же вот еще интересный пример — если спросить у человека, что у него чешется, то у него обязательно тут же что-то зачешется, даже если до этого ничего не чесалось.

Эволюция и стадный инстинкт

Зеркальная способность нейронов обусловлена эволюцией. Именно благодаря такой способности нашего мозга мы с детства быстро учимся, просто наблюдая за другими. Первый опыт к нам приходит через подражание и наблюдение за другими. И эта способность сохраняется на всю жизнь.

Человек на уровне инстинктов запрограммирован на подражание и отражение — приобретается навык без понимания причин и практики.

Также зеркальная нейронная реакция приводит к возникновению стадного инстинкта. Именно он стал тем, что привело к сохранению вида. Ведь если кто-то один почувствовал опасность, то все стадо, не договариваясь между собой, массово спасается бегством.

Плюсы и минусы зеркальной нейронной реакции

Отчасти зеркальная нейронная реакция помогает адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам без лишнего анализа. Но у этого есть и минусы. Например, маркетологи и рекламщики постоянно этим пользуются, чтобы внушить людям покупку их товара. Именно с этой целью продукция постоянно пестрит наклейками «Выбор года», «Выбор народа», «Одобрено врачами». Понимая, что какой-то продукт одобрен массами людей, мы считаем, что он более качественный, а, значит, его нужно приобрести.

Но есть и польза. Например, если ты смотришь на позитивных людей, или постоянно просматриваешь спортивные и мотивирующие ролики в интернете, то твой мозг начинает копировать то, что ты видишь. Именно этого касается фраза «Улыбнись — и увидишь улыбку».

Когда мы смотрим, как другие занимаются спортом, наш мозг анализирует мышечные движения, которые видит, и запоминает их. Потом гораздо проще из будет повторить самостоятельно.