Упреки Лукашенко к России о недобросовестной конкуренции в рамках ЕАЭС можно вернуть ему, поставив в пример поведение Минска в отношении «КамАЗа». Об этом ФБА «Экономика сегодня» рассказал некогда высланный из Беларуси замдекана факультета мировой экономики и политики ВШЭ, эксперт по Беларуси Андрей Суздальцев.

— К началу 2018 года общая сумма дотаций, преференций и разного рода списаний Беларуси со стороны России превысила 110 миллиардов долларов — этим Россия помогает союзному государству как в рамках ЕАЭС, так и по двусторонним договоренностям. Но в понимании белорусских элит такой поддержки недостаточно — Лукашенко полагает, что за союзные обязательства Минска Москва должна еще больше. Такой иждивенческой позиции РБ придерживается уже многие годы.

Евразийский экономический союз (ЕАЭС) подразумевает открытый рынок без таможенных пошлин, в котором покупатель сам определит по цене и качеству понравившийся товар. Интересно, что в Беларуси российские «КамАЗы», трактора «Кировец» или другую сельхозтехнику невозможно продать ни под каким предлогом — наши машины на этот рынок просто не пускают. Тогда как Беларусь активно проталкивает на рынок РФ технику своих заводов и требует при этом для нее преференций перед российскими аналогами. Говорить в этих условиях о неких неконкурентных условиях со стороны Лукашенко как минимум странно, — отмечает аналитик.

Белорусский президент Александр Лукашенко во время посещения ОАО «Гомсельмаш» обвинил РФ в невыполнении обязательств в рамках ЕАЭС и недобросовестной конкуренции.

— Я хочу «Гомсельмаш» сохранить. У нас сейчас тяжелый период — россияне ведут себя варварски по отношению к нам, публично об этом говорю. Они от нас требуют чего-то, как будто мы вассалы у них, а в рамках ЕАЭС, куда они нас пригласили, они выполнять свои обязательства не хотят. Россия упрекает американцев и Запад в создании неконкурентного преимущества, а сами они для нас такие же неконкурентные создают условия, — сказал Лукашенко.

— Нужно понимать, что в Беларуси нет полноценных заводов по проектированию и созданию собственной эксклюзивной техники — это распространяемый Минском миф. Остались производственные площади с оборудованием еще советских времен, которые уже не могут конкурировать с современными машиностроительными платформами, ведь за годы независимости их никто не думал модернизировать. Все, чем они занимаются — копированием, причем довольно неудачным.

Тот же «Гомсельмаш» производит очень плохую версию германских комбайнов, а также сельхозтехнику, скопированную у других европейских стран. Сейчас Беларусь спешно расширяет новый завод по производству тракторов, в основе которых лежит очень удачная последняя модель российского «Кировца». Белорусы пытаются его быстро скопировать и поставить на российский рынок. Причем подход к качеству в РБ часто формальный, потому их техника в РФ просто неконкурентна. Однако обв едах по традиции Лукашенко нужно Москву. С нулевыми таможенными пошлинами, какие предоставлены белорусской технике в России, аналогичные машины Германии или Японии разлеталась бы на ура. Но изделиям союзного государства россияне предпочитают отечественные трактора и комбайны, — подчеркивает эксперт.

В прошлом году недовольство белорусов качеством сельхозтехники достигло апогея и выплеснулось на страницы СМИ. На Гродненщине по только введенным в эксплуатацию 13 комбайнам ОАО «Гомсельмаш» за лето зафиксирована 21 поломка. В СПК «Негневичи» Новогрудского района после 20 часов работы у такой же машины отказали сразу гидромотор вибратора бункера, гидрореверс наклонной камеры и датчик уровня топлива. В «Путришках» после девяти часов приказал долго жить мультипликатор, а в СПК имени Деньщикова через десять часов после старта вдруг закапризничал редуктор привода ножа жатки.

Крестьяне принимали новую технику чуть не плача. На заводы-производители массово слали жалобы — новый трактор «Беларус» в Щучинском районе за полгода с момента покупки ломался четырежды. Причем раз от раза неисправности фиксировались разные — разрушение подшипника, течь масла, выход из строя датчика насоса дозатора. Заводам указывали на крайне низкое качество производства и недоработки.

— Выходящие с конвейеров Беларуси сельскохозяйственные машины демонстрируют качество ниже среднего. Дилеры Минского тракторного завода на территории России зачастую разбирают поступившие из РБ машины, перекрашивают их за производителем, меняют аккумуляторы и оптику, чинят кондиционеры и проводят ряд других манипуляций — только в таком виде их можно предложить российскому покупателю.

Обвиняющая риторика Лукашенко на самом деле адресуется не Москве, а белорусам — белорусским властям нужно объявить, что их техника лучшая в мире, вот только российские власти не пускают ее на свой рынок. Иначе она продавалась бы как горячие пирожки.  Действительность прозаичнее — рынок РФ огромен, места на нем белорусской технике хватило бы с лихвой. Однако белорусская сельхозтехника такого качества, что даже смотреть в их сторону покупатель в РФ не хочет, — заключает Андрей Суздальцев.