Центробанк России в среду, 21 февраля, объявил об отзыве лицензии у акционерного общества "КИВИ Банк", оператора популярной в том числе и в Беларуси платежной системы "QIWI Кошелек". К чему готовиться белорусским владельцам электронных кошельков QIWI? Согласно официальному заявлению российского финансового регулятора, лицензию отозвали за нарушения местного законодательства, в частности:

федеральных законов, регулирующие банковскую деятельность, нормативные акты Банка России, законодательства в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

В Центробанке отметили, что в связи с этими нарушениями регулятор за последние 12 месяцев пять раз делал замечания и дважды вводил ограничения на отдельные операции, но несмотря на это "КИВИ Банк" продолжал систематически нарушать действующие законы, а также проводить "высокорисковые операции".

В деятельности акционерного общества российский Центробанк усмотрел признаки "вовлеченности в проведение высокорисковых операций, направленных на обеспечение расчетов между физическими лицами и теневым бизнесом". Речь идёт, в частности, о денежных переводах в пользу криптообменников, нелегальных онлайн-казино, букмекерских контор.

Помимо отзыва лицензии Центробанк направил данные об операциях "с признаками совершения уголовно наказуемых деяний" в правоохранительные органы России.

При этом в Центробанке убеждены, что закрытие QIWI Банка "не окажет существенного влияния на возможности граждан, предпринимателей и юридических лиц осуществлять расчёты и переводы" через другие кредитные организации и платежные системы. Что касается денег на счетах вкладчиков, то поскольку "КИВИ банк" был участником системы страхования вкладов, деньги клиентам пообещали вернуть. При этом сумма возврата не может превышать 1,4 млн российских рублей (порядка 49 тыс. белорусских рублей) на одного вкладчика (включая начисленные проценты по вкладам). Как решение Центробанка отразится на белорусских пользователей QIWI? Несмотря на то, что в России возможность пополнения QIWI-кошельков и вывод средств с них уже заблокировали, в Беларуси сервис по состоянию на 21 февраля работает в обычном режиме. Дело в том, что оператором платежей сервиса QIWI внутри страны является другая компания — СООО "ОСМП БЕЛ". Клиентам, столкнувшимся с какими-либо ограничениями, там заявило что это могут быть "проблемы со стороны QIWI Банка", сообщил портал Office Life.

В Национальном банке Беларуси все вопросы, касающиеся проблем с сервисом QIWI, переадресовали Центробанку России, однако там никаких уточнений по поводу функционала сервиса в Беларуси пока не давали.

Между тем, белорусский "Технобанк" 21 февраля объявил о приостановке обслуживания клиентов платежной системы международных переводов CONTACT. Её оператором выступал как раз QIWI Банк. В "Технобанке" своё решение объяснили "техническими причинами".

Ранее, как сообщал Телеграф, о проблемах, связанных с обслуживанием QIWI-кошельков, своих клиентов предупреждал белорусский "Банк "Решение". Ещё летом прошлого года банк вынужден был прекратить заключать новые договора и оказывать услуги по регистрации номеров "КИВИ Кошельков". Тогда руководство финансового учреждения объясняло, что возникшие трудности связаны с тем, что акционерному обществу «КИВИ Банк» необходимо официально получить статус поставщика платежных услуг на территории Беларуси.