15 марта Лукашенко собирал своих сторонников на встречу, посвященную 30-летию Конституции Беларуси.

Самый правильный историк рассказал про традиции в переписывании Конституции (а за время правления Основной Закон трижды переписывался под нужды правителя). Каким-то чудом он заметил, что в Конституции «есть частичка традиции Полоцкого вече», а вот Статуты Великого княжества Литовского в истории «остались как законы, отражающие интересы исключительно богатых и знатных людей». А про «Конституцию Речи Посполитой, где гарантиям прав нашего народа в принципе не нашлось места, я вообще молчу».

В итоге он пришел к выводу, что «идейно и концептуально Конституция суверенной Беларуси является преемником Конституции Социалистической Советской Республики Белоруссии (так цитирует Лукашенко его сайт. — BGmedia) — революционного, прогрессивного и, главное, справедливого документа».

За обычным словоблудием Лукашенко можно заметить пару важных вещей. Например, очередной призыв к номенклатуре объединяться вокруг его персоны:

«Завистников много. Поэтому время выбрало нас. Давайте держаться во имя спасения нашей страны. Еще раз хочу сказать: от меня вы не ждите ни предательства, ни изменения какого-то курса влево-вправо. Вместе с вами определимся по всем вопросам. Я вам это обещаю».

Но в общем и целом Лукашенко скромностью никогда не страдал, а сейчас тем более не хворает:

«Часто мне задают вопрос, доволен ли я тем, что мы сделали, построили. Я доволен. Уверен, и вы довольны. Мы построили, как умели, как могли. Мы искренне относились к этому строительству. Придут новые люди — сделают лучше, возможно. И наше поколение должно сделать все, чтобы пришедшее к власти новое поколение шло аккуратно, ничего не ломая».

Что пытался сказать Лукашенко в годовщину Конституции?

Поговорили с политическим обозревателем Радыё Свабода Валерием Карбалевичем.

— Сам формат мероприятия, посвященного 30-летию принятия Конституции Беларуси, обусловил акцент на Основном Законе, на его влиянии на общественную жизнь.

Я бы сказал, что Лукашенко делал подведение итогов своего правления, поэтому звучала парадно-фанфарная риторика: как все плохо было, когда его не было на посту президента, и как все хорошо стало, когда он появился. Беларусь идет единственно верным путем, вопреки проискам «врагов»: Запада, оппозиции и так далее. Если в обычных выступлениях, в посланиях, с которыми Лукашенко раз в год выступает перед парламентом, говорится в том числе и о проблемах, о задачах, то на собрании о проблемах практически ничего не говорилось. Лукашенко вскользь упомянул, что хорошо бы разработать свою идеологию. Но в целом его речь можно оценить как доклад на очередном съезде КПСС: овации, аплодисменты и больше ничего.

Речь строилась по Оруэллу, когда явления называются противоположным словом, употребляются с противоположным знаком: в концентрированном виде изложена настолько параллельная реальность, которая не имеет никакого отношения к реальности.

— Лукашенко пытается придумать собственную идеологию едва ли не с момента прихода к власти — и все попытки пошли впустую. Какую идеологию, основанную на Конституции, он хотел бы получить?

— Речь идет о государственной идеологии. Что такое государственная идеология? Это идеология, которая является обязательной для всех членов общества, отступление от которой карается по закону, как это было в Советском Союзе. Государственная идеология — это явление тоталитарного общества, потому что государственная идеология и демократия — вещи несовместимые. Наличие государственной идеологии автоматически отрицает существование любого инакомыслия: человек не может и не должен мыслить иначе, чем написано в рамках государственной идеологии, иначе — тюрьма.

Другое дело, что сформулировать идеологию Лукашенко не умеет, не может и не видит ее содержания. Это действительно сложно, потому что эпоха идеологических государств закончилась, хотя еще остался Иран, Северная Корея, Куба. Даже в Китае говорить о государственной идеологии сложно: наверное, она есть, но представлена в эклектичном виде. В России точно нет никакой государственной идеологии. Потому что идеология — это система знаний, которая дает ответы на все вопросы бытия. Скажем, мировые религии — вот пример идеологии, советская коммунистическая идеология — еще один пример. А то, что сегодня предлагает официальная пропаганда в Беларуси и России, — всего лишь эклектический набор неких тезисов, которые сложно назвать идеологией.

— 25 февраля на избирательном участке Лукашенко дал старт собственной избирательной кампании. С тех пор каждую встречу он проводит со своим электоратом, преданным и лояльным: чиновниками, вертикалью, военными, но не ходит в народ. Точно так же перед самыми выборами в 2020 году он обхаживал военные части и спецподразделения, когда все остальные кандидаты в президенты встречались с избирателями. Сейчас уже очевидно — зачем. А чего добивается Лукашенко от номенклатуры сейчас?

— Понятно чего добивается — лояльности, поддержки. Номенклатура — его опора, опора его власти, и он пытается активно на нее воздействовать с разных сторон. С одной стороны — преследования, обвинения в коррупции, требования, а с другой – объясняет, как вчера, что мы идем верной дорогой, поэтому давайте консолидироваться вокруг меня. Тут все достаточно прозрачно.

— У Лукашенко есть основания сомневаться в лояльности номенклатуры? Или просто подстилает соломку — на случай падения?

— Это процесс постоянный. Он должен постоянно посылать импульсы с верха административной пирамиды. В рамках системы, в которой живет сегодня Беларусь, если лидер не будет постоянно давить, давать импульсы, то она начнет разлагаться и деградировать. Он это понимает, поэтому постоянно держит руку на пульсе, и постоянно контролирует, постоянно внушает, постоянно мобилизует. Такие персоналистские режимы не работают на автомате: административная пирамида жизнеспособна в том случае, если сверху постоянно идет определенный импульс.

— Лукашенко объявил, что удержать власть в турбулетном 2020 году «Бог помог. Не бегающий президент с автоматом там, с ребенком… Никто. Бог — он нас просто защитил». Сложно представить, что Бог вступил в сговор с православным атеистом с целью подавить беларуские протесты. Это сказано от балды или с неким умыслом?

— Знаете, иногда в ходе таких выступлений Лукашенко говорит о вещах, о которых думает. Что значит фраза про Бога? Это значит, что ситуация могла развиваться в другую сторону, ситуация была очень шаткая, и протестам не хватило совсем немного, чтобы победить. Поэтому Лукашенко в определенной мере повезло, повезло, что протесты оказались не настолько сильными и эффективными, как могли быть. Я именно так трактую тезис про Бога: доля везения помогла удержать власть.

 BGmedia