Психолог Карина Матковская рассказала, как легко договориться даже с самым «трудным» человеком и получить от него конструктивную обратную связь, в которой можно решить любые проблемы общения и взаимодействия.

Каждый день я говорю с людьми и один из самых распространенных вопросов — как правильно давать, получать и запрашивать обратную связь в отношениях и на работе? Как говорить так, чтобы слова не ранили, а вдохновляли делать больше?

Научившись критиковать правильно, можно успешно сохранять позитивный психологический климат в коллективе, что важно для любой компании или семьи.

Что же такое обратная связь? Это наша ответная реакция на действия или слова другого человека. К слову, молчание — тоже способ обратной связи, но вопрос: насколько он эффективен?

Поэтому я подготовила 6 простых правил, которые помогут улучшить взаимопонимание с кем угодно.

1. Дорога ложка к обеду

Золотое правило эффективного фидбэка — давать его в течение 24 часов. В это время мы все еще помним детали дела. Позже, будет тяжело что-то предпринять и исправить.

2. Сначала пряник

Это значит, что прежде, чем критиковать собеседника, его нужно похвалить. Это создаст позитивную и доверительную атмосферу.

3. Факты и только факты

Важно озвучивать случившийся факт, а не навешивать ярлыки.

«Ты сегодня опоздал» — факт, а ярлык — «Ты не ответственно относишься к работе». Чувствуете разницу?

4. Говори о себе

Ключевой элемент в озвучивании недовольства — говорить о своих чувствах. Этот этап особенно сложно дается мужчинам и руководителям, так как им кажется, что выражение чувств относительно действия другого человека — проявление слабости. Но говоря о своих чувствах, мы проживаем их. Тем самым освобождаясь от физических зажимов и эмоционального напряжения. Плюс, когда мы переносим центр внимания на свои чувства, у собеседника автоматически включается желание помочь и исправить ситуацию. А это ведь именно то, то нам нужно.

5. Всегда есть место диалогу

Дайте человеку возможность сказать со своей стороны. Как сотрудник, муж, ребенок (подставьте то, что ближе вам) допустил ошибку, как он сам ее объясняет.

6. Наметить шаги

Помогите человеку сформировать шаги решения проблемы. Фраза «Сделай так, чтобы это больше никогда не повторилось» не работает. Ведь если человек сделал так, значит, по-другому он не умеет. Можно спросить, как он сам планирует избегать подобных ситуаций в будущем. Если ответа не последовало, проговорите желаемое поведение сами.

Когда мы умеем давать обратную связь мы создаем эффективную коммуникацию, где каждая из сторон получает желаемое. Я вам желаю слышать других и быть услышанными.