Публицист Александр Невзоров – в интервью "Свободе" о русской культуре.

– Для того чтобы вылечить германский нацизм, гитлеризм, понадобилось порядка 40 лет. Это единственное вещественное и предметное, чем мы можем оперировать, все остальное – спекуляции. Много было у народов кумиров, диктаторов, в том числе и эффектных негодяев. Муссолини был довольно эффектным негодяем, притом что Италия от него вылечилась… да я бы не сказал, что до конца, потому что где-то он тлеет, может быть, не у большого количества людей, но тем не менее тлеет. Никогда эти все субчики, диктаторы, которые паразитируют на самых страшных, на пещерных качествах человека, не выветриваются. Конечно, теоретически Россию сложно, но можно вылечить. Но будет ли у нее время для того, чтобы пройти все излечительные процедуры, не порвет ли ее раньше? У нее ведь два пути – это либо страшный разгром, поражение от всей Европы (когда та вступит в эту войну тем или иным образом), либо она закрывается сама в себе и начинает жрать саму себя. Потому что создан огромный аппарат пожирания людей, и он уже ничем другим заниматься не может и никогда не будет. К тому же нужно не забывать, что действительно еще у России весьма специфическая культура, от которой тоже придется отрекаться. Я понимаю, что все в ужасе и все не понимают меня, но тем не менее, увы…

– От какой культуры придется отрекаться?

– От всей русской культуры придется отказаться, в ней нет ничего настолько ценного, незаменяемого, чтобы что-то оставить. Мои слова звучат чудовищно... но этот Толстой воспитал поколение русских людей на чудовищной лжи о войне 1812 года. Он, называющий Бородинскую битву победой, не задумывается ни на секунду над тем, что все эти люди, проникновенно целующие перед Бородинской битвой икону, могли ли не целовать? И что бы с ними было, если бы они не целовали? Что это армия крепостных рабов, которая сейчас будет драться и умирать за то, чтобы ими оставаться. Мы можем расковырять практически любое произведение русской литературы и везде обнаружим мерзкий грибок, плесень, которая и сформировала такое удивительное явление, как Россия.

– Очень высокомерная точка зрения. Того же Толстого читают во всем мире, и он признан писателем для всех времен и народов, в Голливуде экранизировали много раз "Войну и мир" и другие произведения.

– Голливуд экранизировал десятки тысяч сюжетов. Хороший сюжет про страдания самок в мехах и в бриллиантах – это всегда большая радость для Голливуда. Особенно с экзотической аранжировкой этих самок, долго ищущих, куда пристроить многострадальную вагину, и заканчивающих это все не вполне корректной рекламой РЖД с возможностями новых паровозов. Не надо путать книгу с любой ее экранизацией. Экранизация – это великолепная вещь, которая умеет вытравить все лишние, вредные, ненужные смыслы. А сюжет, конечно, почему бы и не использовать. Все равно есть такая часть света, у нее своя живописная сюжетная история, но к русской культуре все это никакого отношения не имеет.

"Свобода"